Экономика, Эхо

Хотели показать, что весь мир идет ко дну, а у Азербайджана все замечательно

crisis-azerЭ.РУСТАМОВА

В интервью Echo.аz автор книги «Банковское право в  Азербайджане», правовед, банковский эксперт Акрам Гасанов  заявил, что 2017 год выдастся для Азербайджана тяжелым.

Курс  маната продолжит падать, а валютные резервы сокращаться. Правительство АР готовит план спасения экономики.  

— Азербайджанские чиновники утверждают, что основной  причиной кризиса является падение стоимости цен на нефть.  Если отойти от этой мысли и взглянуть с другой стороны, то как  бы сейчас развивалась страна, если бы цена на нефть  составляло 80-100 долларов за баррель?  

— Рассмотрим на примере человека, который неожиданно нашел  клад. На протяжении долгого периода он жил исключительно на  эти средства, при этом не развивался, не пытался получить  образование или открыть дело, потому что у него и так всего  было достаточно. Но в один прекрасный день его капитал начал  заканчиваться.

И вместо того, чтобы признать свою вину,  человек начинает обвинять весь мир в своих проблемах. Именно  такую позицию занимают азербайджанские чиновники,  правительство.  Если бы цены на нефть не упали и весь мир не отвернулся от  России, то есть глобальный экономический кризис не случился,  Азербайджан продолжал бы вести разгульный образ жизни, не  задумываясь о завтрашнем дне. Но всему приходит конец.  Вопрос был лишь во времени.

Все понимали, что в конце концов  нефть перестанет приносить нам баснословные деньги. Наше  правительство говорит о том, что они догадывались об этом, но  ожидали, что экономический кризис наступит где-то через 10  лет. И якобы к тому времени страна была бы готова, в чем я  очень сильно сомневаюсь, так как от привычек очень сложно  избавляться.  Основная причина в нас самих, мы сами себя уничтожаем.

Мы в  лучшие годы не воспользовались предоставленными  возможностями. А именно: следовало вкладывать в развитие  образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого и  среднего предпринимательства.  Самое главное, мы не создали эффективно функционирующие  институты в разных отраслях. Как только доход страны  сократился, обнажились все проблемы.

Сейчас армия людей  осталась без работы и средств к существованию, и вдруг они  поняли, что по сути ничего собой не представляют. Растет  количество преступлений. Будет неудивительно, если  общественно-политическая ситуация в стране ухудшится. С  другой стороны, это даже хорошо, что все это закончилось так  быстро, пока мы окончательно не начали терять рассудок.  Хочется верить, что для чиновников и населения это будет  уроком, и в будущем мы не будем жить одним днем.

— В последний раз экономический кризис затрагивал  Азербайджан в 2008 году. Но тогда он был краткосрочный, и  большая часть населения не имеет как такового опыта жизни  при продолжительной неблагоприятной экономической  ситуации. Что их ждет?  

— Конечно, старшее поколение — от 40 лет, помнит, как сложно  приходилось жить в конце 80-х, когда не было мяса, масла,  сахара. Люди покупали продукты по талонам. Огромные  очереди были даже за хлебом. Часто в домах отсутствовали свет,  газ. Однозначно те времена были намного хуже нынешних.

Но если взрослые люди имеют такой горький опыт, то  нынешнее поколение не только не подготовлено к таким  условиям жизни, но и не приемлет этого. Они считают себя  лучше, чем жители африканских, арабских стран. Ровней себе  ставят европейцев и американцев. Они не понимают, что мы  ничем особенным не владеем, и мы не можем считать себя  особенными.  Мы в мире один из немногих народов, которые платят за  дипломы. Потому что мы не хотим учиться, но хотим иметь  диплом, которым можно похвастаться перед родственниками, и  даже использовать для приданого.

2008 год был началом мирового экономического кризиса,  который не завершился по сей день. Тогда «косметическими»  мерами на время был приостановлен этот процесс. Поскольку  спрос на нефть тогда быстро восстановился, мы не  почувствовали серьезных проблем. Хочу напомнить, что в те  годы во всем мире курс доллара поднимался, но в Азербайджане  наблюдалась обратная ситуация. Центробанк АР вел  безграмотную политику. Финансовый орган хотел показать, что  весь мир идет ко дну, и только у Азербайджана все  замечательно.  В том числе такими действиями правительство избаловало  население.

— Есть ли у правительства Азербайджана какой-либо план  борьбы с кризисом?  

— Я пока не увидел у правительства план. Более того, еще  в начале года помощник президента по экономическим  реформам анонсировал, что через полгода страна примет  различные дорожные карты по национальной экономике, но с  тех пор прошло восемь месяцев, и ничего о карте не слышно.  Я отчетливо вижу, что каждое подразделение экономического  блока правительства действует только в своих интересах.

В их  числе Центральный банк, министерства финансов, экономики и  Палата по надзору над финансовыми рынками. Между ними нет  единой политики.  Например, на днях вышла поправка к закону о том, что  Центробанк может выдавать кредиты Фонду страхования  вкладов, если фонд нуждается в деньгах. Буквально на  следующий день председатель директоров Палаты по надзору  над финансовыми рынками заявил, что государство будет  отказываться от поддержки системы страхования вкладов. Это  явно говорит о том, что правая рука не знает, чем занята левая.

С другой стороны, можно объявить о единой политике, но что  делать, если нет кадров. Надо провести ротацию кадров.  Конечно, не стоит полностью обновлять штат, но постепенно  необходимо вводить молодых людей, которые могли бы  поднимать экономику и другие сферы.  Пока многие позиции остаются за старыми кадрами, которые  привыкли думать и работать по старой системе.