За рубежом, Эхо

Так кто же «сдает» Асада?

syria-war-conflict-voyna-siriya-konfliktА.ШАКУР

Эксперты обсуждают очередную новость на «сирийском треке». Оппозиция Сирии в обход США начала переговоры с Россией о прекращении боев в Алеппо, пишет газета Financial Times со ссылкой на источники.

По данным издания, переговоры проходят при поддержке Турции в Анкаре, указывают «Ведомости». Вашингтон, по данным одного из источников, ничего не знает об этом. Он также отметил, что это не первая подобная встреча, но в первый раз она собрала такое большое количество участников со стороны оппозиции. Газета отмечает, что региональные игроки в последнее время все больше стремятся обойтись без вовлечения Вашингтона, что свидетельствует о смещении политической динамики на Ближнем Востоке, полагает газета.

В Москве, судя по всему, не расценивают происходящее как сенсацию. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила изданию, что Москва «годами» ведет переговоры с сирийской оппозицией в Турции и «это не новость», а «Вашингтон изолировал сам себя». Впрочем, насколько успешными оказались эти переговоры, вопрос сложный.

Нацкоалиция оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) подтвердила сообщения о закрытых встречах представителей России и сирийской оппозиции в Анкаре, передает РИА «Новости». «Встречи проходили три дня усилиями Турции, с большой осторожностью, участвовали группировки, на которые Турция может оказывать какое-то влияние», — рассказал РИА «Новости» член НКОРС Самир Нашар, отметив, что не знает, кто именно представлял Москву и Анкару.

Оппозиционер добавил, что участники пытались выработать план по решению ситуации в Алеппо на основе предложений спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры о безопасных коридорах для выхода жителей в обмен на прекращение огня. «Однако, похоже, что не было достигнуто соглашение, так как осажденные в Алеппо отряды приняли твердое решение воевать до конца и не уходить», — отметил представитель НКОРС, по словам которого, боевики в Алеппо принимали решения независимо от «командования за пределами города», в том числе представителей в Турции.

Впрочем, стоит ли принимать слова господина Самира Нашара за истину в последней инстанции — вопрос открытый. Россия в самом деле уже давно ведет переговоры с представителями НКОРС. Но на сей раз, судя по всему, собеседниками россиян были представители той самой «умеренной сирийской оппозиции», существование которой в Москве еще недавно вообще не признавали и именовали «боевиками» всех противников Асада без разбора.

По понятным причинам, это не может не тревожить НКОРС. Это, как уже не раз указывалось, не самые влиятельные фигуры на сирийском поле. Пока у США на сирийском поле были свои фавориты, а Россия, всецело поддерживая Асада, на всякий случай вела переговоры еще и с НКОРС, лидеры этого блока лелеяли понятные надежды, что в тот момент, когда в РФ осознают, что нынешнему сирийскому диктатору все равно придется уходить, они могут рассчитывать на свой кусок пирога в Сирии после Асада.

Но теперь Москва, судя по всему, ведет переговоры со «Свободной сирийской армией», и делать этим переговорам дополнительную рекламу господину Самиру Нашару явно незачем. Понятно и другое. Как минимум имеет право на существование версия, что сирийских оппозиционеров напугали многочисленные спекуляции вокруг возможного изменения стратегии США после прихода к власти администрации Дональда Трампа. И если в Вашингтоне действительно отдадут Сирию «на откуп» Москве, как утверждают многие эксперты, понятно, что в среде сирийской оппозиции на всякий случай наводят мосты и с РФ.

Напомним: до сих пор достоверно не известно, обсуждалось ли на переговорах только прекращение огня или же речь шла о более широком спектре вопросов. Наконец, не следует забывать, что Москва устроила в Сирии впечатляющую демонстрацию силы. Российская армия и флот доказали способность выполнять задачи далеко за пределами страны, заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, передает телеканал «Звезда».

«Террористам нанесен ощутимый урон. Армия и флот доказали, что способны эффективно работать в дали от постоянных мест дислокации. Мы видим, какую работу проводят сотрудники специальных служб и подразделений, у нас там есть и потери. Все это, безусловно, находится в поле нашего понимания. Мы будем продолжать эту работу», — заявил президент РФ. Также Путин поблагодарил всех военнослужащих за мужество, благородство, храбрость, за то, что они дорожат своей честью и честью России.

Словом, складывается впечатление, что ничего не мешает записать эти переговоры «в актив» Москве. Только вот некоторые обстоятельства не укладываются в эту картину. Дело даже не в том, что Россия тем самым попросту дискредитирует нынешнего сирийского лидера, — до последнего времени переговоры о прекращении огня вели представители Дамаска, а не Москвы.

Куда важнее, что начинать диалог с повстанцами в то время, когда только ленивый не высказался о скором падении Алеппо и шансах Асада на военную победу в Сирии при поддержке РФ и Ирана, — не в традициях российской политики. К тому же излишне напоминать: никакой «демонстрации силы» у России не получилось. Авианосец «Адмирал Кузнецов» из «гордости флота» уже давно превратился в мишень для насмешек, и не только в соцсетях.

На уходящей неделе Wall Street Journal со ссылкой на представителей военного альянса НАТО сообщила: авианосец «Адмирал Кузнецов», участвующий в военной операции в Сирии, не обладает мощной стартовой катапультой для запуска самолетов. По их словам, такой недостаток вынуждает российских военных сокращать количество используемого топлива и снижать полезную нагрузку самолетов.

Кроме того, как отмечает издание, российское военное ведомство также испытывает нехватку высококвалифицированных кадров, способных взлетать и приземляться на палубу авианосца. Теперь по адресу «Адмирала Кузнецова» нелестно «прошлась» лондонская The Times, которую цитирует «ИноПресса». Накануне «один источник в оборонном ведомстве сказал, что большая часть самолетов, которые имелись на единственном российском авианосце, была переброшена на базу в Сирии после того, как они столкнулись с трудностями при взлете в условиях моря», пишет журналистка The Times Дебора Хейнс, подразумевая российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

«На спутниковых снимках, сделанных 20 ноября и опубликованных на этой неделе журналом IHS Jane’s, видны 8 российских «Су-33» и один «МиГ-29» на кремлевской базе Хмеймим в провинции Латакия на западе Сирии. Как считается, эти самолеты входили в авиационную группу на борту «Адмирала Кузнецова», — пишет издание.

Источник сказал, что вскоре после развертывания большая часть российского отряда была переброшена на сушу, «когда они обнаружили, что взлетать с моря у них получается немножко х…во». Источник не удивлен, что с российского авианосца, по-видимому, не удается проводить крупномасштабные ударные операции, добавляет журналистка.

Плюс ко всему как минимум неоднозначным образом развиваются события между Москвой и Анкарой — притом что вряд ли у кого-то есть больше рычагов влияния на ситуацию в Сирии, чем у Турции. Анкара выступает за целостность Сирии и не допустит создания коридора между кантонами, которые контролируются сирийской курдской Партией демократического союза (DYP), говорится в заявлении по итогам заседания Совета национальной безопасности Турции под председательством президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.

«На севере Сирии продолжается операция «Щит Евфрата», целью которой является обеспечение безопасности границ Турции и устранение угрозы от террористической группировки «Исламское государство» и других террористических организаций в регионе. Турция поддерживает территориальную целостность Сирии и не позволит террористам PKK, DYP и силам самообороны сирийских курдов создать «террористический коридор» на севере Сирии», — передает РИА «Новости» текст документа.

Выражается обеспокоенность возможным изменением демографической структуры населения северного Ирака в связи с операцией по освобождению от ИГ иракского Мосула. Отмечается, что Турция может принять меры при угрозе своей безопасности, исходящей от действий PKK в районе иракского Синджара. «Некоторые страны проводят политику двойных стандартов в отношении террористов PKK, DYP и FETO. Призываем эти государства изменить свою позицию», — говорится в заявлении СНБ Турции.

И, наконец, в документе также содержатся обвинения в адрес правительства Сирии в атаках на гражданские объекты и призыв к мировому сообществу внести посильный вклад в прекращение гуманитарной трагедии в сирийском Алеппо.

Отмечается важность прекращения боевых действий и доставки гуманитарной помощи в город. Словом, снижать свою активность в Сирии Турция не намерена, входить в союз с Асадом — тем более.

Москва, на первый взгляд, избегает говорить о новом кризисе в двусторонних отношениях. Глава МИД РФ провел переговоры со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Правда, конкретных договоренностей, судя по всему, достичь не удалось. Плюс ко всему, комментируя итоги переговоров, глава МИД РФ особо подчеркнул, что Москва и Дамаск не причастны к гибели турецких военных в сирийском городе Эль-Баба на прошлой неделе, и Анкара это, по его словам, понимает. По словам Лаврова, представители РФ и Турции на различных уровнях обсуждали этот вопрос сразу после инцидента.

«Есть общее понимание, что Россия и военно-воздушные силы Сирии не имеют к этому отношения. Но, безусловно, для того, чтобы мы все сконцентрировались на заявленных задачах, а именно на борьбе с террористами, нам нужно продолжать налаживать координацию», — отметил министр. Одно только это показывает, что переговоры в Анкаре были как минимум непростыми.

Нет ясности и с нашумевшим заявлением Эрдогана о том, что армия Турции вошла в Сирию для того, чтобы добиться свержения Башара Асада. Военная операция Турции в Сирии направлена не против конкретного человека, а против террористических группировок, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 1 декабря, сообщает РБК со ссылкой на Hurriyet Daily News.

«Цель операции «Щит Евфрата» — не какая-либо страна или человек, а только террористические организации. Никто не должен сомневаться в этом, мы повторяем снова и снова, и никто не должен комментировать это в другом ключе или пытаться сорвать это», — приводит издание слова турецкого президента, сказанные им в Президентском дворце в Анкаре.

В Москве эти слова Реджепа Тайипа Эрдогана восприняли едва ли не как отказ от его прежнего заявления. Только вот вряд ли это означает, что в Анкаре готовы примириться с пребыванием Асада у власти. А на этом фоне попытка Москвы начать переговоры с протурецкими группировками в Сирии скорее напоминает «маневр отчаяния» и попытку сохранить свое влияние в стране после крушения режима Асада. Которого, похоже, в Москве могут и «сдать».