Культура и Общество, Эхо

У пластической хирургии в Азербайджане большие перспективы

plastic-surgery-xirurgiyaС.АЛИЕВА

В последнее время в Азербайджане наблюдается самый настоящий бум пластической хирургии. Население, особенно представительницы прекрасного пола, мечтают о новой внешности, копят деньги и отправляются к хирургу за новым лицом или телом.

Однако далеко не всегда результат соответствует ожиданиям, а иногда пластические изменения и вовсе становятся фатальными, о чем свидетельствуют многочисленные сообщения о летальных исходах прямо во время операции.

Как сообщил в беседе с Echo.az пластический хирург Араз Салманов, по сути дела при любой операции имеется риск, который делится на высокий, средний и маленький. При высоком риске может быть от 10 до 30% осложнений, при среднем — от 1 до 3%, малый риск — ниже 1%.

«Пластические операции мы обычно проводим на малом риске. Существует целый ряд заболеваний, при которых нельзя делать пластические операции, в частности, тяжелая форма сахарного диабета, тяжелая форма гипертонии, декомпенсированная недостаточность сердечно-сосудистой системы и т.д. Если во время обследования врачи видят, что человек может не пережить операцию или наркоз, как правило, они не берутся за операцию, за редким исключением,» — сказал он.

«Однако у нас в стране все чаще говорят об увеличившемся количестве неудачных пластических операций. Это связано с тем, что, к сожалению, в Азербайджане имеется немало пластических хирургов, не являющихся профессионалами своего дела. К ним идут те, кто не может себе позволить операцию у высокопрофессиональных пластических хирургов, так как услуги таких врачей стоят дороже, чем услуги врачей более низкой категории. В итоге им делают операцию в больнице, в которой плохие условия, неквалифицированный медперсонал, используют во время операции низкокачественные препараты, в частности, при анестезии. Смертельные исходы и серьезные осложнения обычно происходят именно в таких клиниках,» — отметил он.

«Конечно, в редких случаях осложнения могут быть и в нормальных клиниках, но это большая редкость. Я считаю, что перед тем, как наказывать врача, пациент которого пострадал во время операции, нужно рассмотреть всю ситуацию до мельчайших деталей. В нашем социуме достаточно часто клеймят врачей, у которых умер пациент, называя их убийцами, палачами. В частности, такое нередко пишут в СМИ, занимаясь скрытым рэкетирством, то есть пишут грязный материал про врача и требуют с него деньги, и если получают их, то не публикуют статью и не пишут опровержение,» — сказал Салманов.

«Также есть люди, которые целенаправленно ругают всех наших врачей и хвалят врачей иностранных. Подчеркну, что, если врач виноват, он, бесспорно, должен быть наказан, но нельзя без веских доказательств его обвинять. Сначала нужно услышать все мнения: и семьи пострадавших, и врача, рассмотреть все факты. Врач сопровождает человека от рождения до смерти. Сначала он помогает появиться на свет, затем делает вакцины, лечит от болезней, которых с годами становится все больше. Многие люди после 40 лет перенесли хотя бы одну операцию, значит, хотя бы один раз человеку спас жизнь не кто иной, а азербайджанский хирург. Но об этом мало кто вспоминает. Негативные моменты тоже есть, и нужно работать над их устранением, но и о хорошем нельзя забывать.

rinoplastika-lipoksatsiaПЛАСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Говоря о пластических операциях в Азербайджане, Салманов отметил, что лично он делает порядка 100 операций в год.

«Самая востребованная пластическая операция в Азербайджане, впрочем, ринопластика лидирует во всем мире среди всех пластических операций. Что касается числа операций, то однозначно их сейчас в Азербайджане делают гораздо больше, чем десять лет назад,» — отметил он.

По его словам, чтобы получить образование по данной области, необходимо окончить факультет медицинского университета, затем резидентуру. В хирургическом блоке уже несколько лет проходит обучение будущих пластических врачей.

Салманов также признал, что в последние годы все чаще приходят пациенты с фотографией какой-нибудь знаменитости, и просят сделать им такую же внешность.

«Пациенты демонстрируют фотографии и говорят, что хотели бы быть похожи на того или иного человека. Это не обязательно звезды кино или эстрады, в последнее время чаще хотят быть похожими на популярных личностей из социальных сетей, таких как Facebook и Instagram. Раньше я был настроен категорически против подобного и мог сказать: «Заберите свои фотографии и уезжайте», но со временем я изменил свою точку зрения. Сейчас я даже сам говорю пациентам показать фотографии людей, которые им нравятся внешне. Это не означает, что я сделаю им точно такую же внешность, но я буду знать вкус пациента, пойму, в каком направлении работать,» — сказал Салманов.

Иногда приходится объяснять, что, если я, например, сделаю человеку тот нос, о котором он мечтает, он не сможет нормально дышать, что могут быть те или иные проблемы, сказал он.

«Важно разговаривать с пациентами. Есть границы, которые нельзя переступать. Если говорить о ринопластике, то, во-первых, нос должен выполнять свою основную функцию — дышать, во-вторых, он должен быть красивым,» — отметил врач.

По его словам, чаще всего пациенты просят сделать им более европейские типажи внешности. Это подразумевает изменение формы глаз, носа и т.д.

Он также отметил, что нередко встречаются пациенты, которые делают одну операцию, но желание меняться у них остается, и они делают одну операцию за другой.

«Мы не всегда делаем то, что хочет пациент. Иногда несколько операций — это не блажь, и эти операции делают их моложе и красивее. Например, когда женщина родила нескольких детей и понимает, что ее тело изменилось не в лучшую сторону и хочет вернуть былые привлекательные формы. И когда она изъявляет желание сделать абдоминопластику, сделать себе красивую грудь — это понятно и нормально,» — сказал Салманов.

«Но если мы видим, что пациенту не нужна операция, мы его убеждаем отказаться от этого, хотя бывают очень настойчивые пациенты, которых крайне трудно переубедить. В этом случае всегда исхожу из того, сделает ли операция жизнь человека лучше, комфортней в психологическом плане, и если да, то я за нее берусь. Если не возьмется за нее профессионал, то человек пойдет за реализацией своей мечты к дилетанту, что может закончиться весьма плачевно,» — заявил врач.

«Человек хотел стать красивым, и его мечта сбылась, он стал более уверенным в себе, и благодаря уверенности наладилась вся жизнь в целом. Каждый человек хочет быть привлекательным, и это абсолютно нормально. Женщины хотят пышную грудь, узкую талию, аккуратный носик, мужчины хотят накачанное тело без «пивного» живота. Чтобы быть красивым, нужно в первую очередь чувствовать себя красивым. Но иногда операция нужна, а иногда у человека проблема не эстетическая, а психологическая,» — сказал Салманов.

Отвечая на вопрос о будущем пластической хирургии в Азербайджане, он отметил, что данный сегмент, безусловно, будет развиваться и дальше.

«Вообще пластическая хирургия — хирургия развитого богатого общества. На мой взгляд, у отечественной пластической хирургии хорошие перспективы, и она продолжит развиваться. Так, в Медицинском университете уже занимаются пересадкой свободных лоскутов. Отмечу также, что внедрение обязательного медицинского страхования сыграет положительную роль в развитии пластической хирургии в Азербайджане, так как многие операции будут делать по медстраховке. Уже сегодня у нас на эстетическую хирургию приходится не более 30% операций, остальные операции занимает реконструктивная (восстановительная) хирургия, с помощью которой устраняются дефекты и деформации после травм, ожогов, а также вследствие приобретенных или врожденных аномалий, таких как заячья губа, волчья пасть и т.д.,« — сказал он.