Культура и Общество, Эхо

Евросуд оценил моральный ущерб оппозиционеров в Азербайджане

evrosud-eu-courtЭльдар ЗЕЙНАЛОВ

На днях Европейский Суд    по Правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел жалобу «Гусейнов и  другие против  Азербайджана» (NN 34262/14,35948/14, 38276/14, 56232/14, 62138/14, 63655/14).

Она была подана    шестью членами Партии Народный Фронт Азербайджана (Ильхам  Гусейнов, Тофиг    Дадашов, Тюркель Алисой, Тазахан Миралямлы, Бахруз Гасанов и  Агаверди Рушанов).

В 2011-2013 гг.    все они    участвовали во множестве мирных, но не санкционированных  оппозиционных демонстрациях, и арестовывались в    ходе некоторых из них в    2012-13    гг.

Перед своим арестом они    планировали участвовать    в акциях протеста, запланированных  Национальным Советом Демократических Сил, включая отмененную впоследствии  демонстрацию 9 марта 2014 г.  Что касается Т.Дадашова, то он создал группу в Facebook,  призывавшую к отставке мэра Баку. В связи с этим 23 февраля 2014 г. тоже планировалась  акция протеста.

Однако за несколько дней до этих акций все заявители были остановлены на улице  полицейскими и административно арестованы за неподчинение их законным требованиям.

Они якобы отказывались предъявить удостоверение    личности, вели себя грубо или даже  оказали    сопротивление полицейским. Один    «громко    ругался», при этом ни к    кому конкретно  не обращаясь. Другие «вели себя    подозрительно»,    подозревались в    совершении  дорожно-транспортного происшествия и т.п.

У заявителей была иная версия событий. Так, по словам Гусейнова, Миралямлы и  Гасанова, к ним    приблизились сотрудники    полиции    и предложили пройти в отделение  полиции, чему они подчинились. Однако формальный повод для задержания отличался    от  того, который был затем    указан в протоколе: «есть проблемы с кредитом в    банке», «хотел  увидеть    начальник полиции».

Дадашов, Алисой    и Рушанов были без объяснения причин арестованы    людьми в штатском,  и поначалу они даже не знали, что это были полицейские.    При этом Дадашова арестовали  дома и вместе с    ним забрали в полицию также его    компьютер. С помощью него на аккаунте  Дадашова в Facebook написали, что акция    23 февраля 2014    г. отменяется. Алисой  утверждал, что провел в    полиции    ночь, и    его задержание было оформлено лишь утром  следующего дня.

В отделениях полиции на    всех были составлены протоколы об административном  правонарушении по статье 310.1 Кодекса об Административных Правонарушениях (КАП).  Гусейнова обвинили также в мелком хулиганстве (ст. 296 КАП). При этом не присутствовали  адвокаты, а копии протоколов так и не были выданы на руки. Только Алисою был  предложен государственный адвокат, от которого он отказался. Однако в протоколе    об  отказе отсутствуют имя и подпись этого адвоката.

В районных судах, куда были доставлены задержанные, им не дали возможности нанять  адвокатов по своему выбору, и назначили    «дежурных» адвокатов (бесплатных). Четверо из  6 заявителей от    них отказались и защищали себя сами. Что касается остальных двух  адвокатов, то, согласно    протоколу суда,    один кратко попросил прекратить  административное дело, а второй    попросил учесть    молодость обвиняемого.

В своих    выступлениях на    суде пятеро обвиняемых оспорили    официальную версию полиции,  заявив,    что их арестовали за политическую деятельность,    за публикации в    Facebook  (Дадашов), по ложному обвинению    в дорожной аварии (Гасанов).

Только один из обвиняемых (Алисой) признал свою    вину.  В четырех делах    в качестве свидетелей обвинения    выступали полицейские, причем те же  самые, кто арестовал их    и составил протоколы. Еще в одном деле (Рушанов) судья  вообще не допрашивал свидетелей. Зато в    деле Гасанова фигурировали целых три  свидетеля, которые заявляли, что он спорил с полицейскими, сопротивлялся им и  оскорблял.

Всех шестерых признали виновными и приговорили к срокам    от 10 до 20 суток  административного ареста. Не согласившись, они подали жалобы в Бакинский  Апелляционный Суд, озвучив те же аргументы о наказании за политическую деятельность  или комментарии    в социальных сетях. Алисой отказался от    сделанного признания вины,  утверждая, что его запугали более серьезными обвинениями (в незаконном хранении  наркотиков), и он чувствовал себя под контролем    полиции. Он также отметил, что провел в  полиции    ночь без официального решения или протокола.

В суде апелляционной инстанции заявителям уже разрешили    воспользоваться    услугами  адвокатов по их    выбору.    Однако суд отклонил все    их жалобы и поддержал решения судов  первой инстанции.

Заявители обжаловали эти решения судов в ЕСПЧ, считая, что было    нарушено их право на  собрания, свободу и справедливый суд, гарантированные статьями 11, 5 и 6 Европейской  Конвенции по Правам Человека.

При рассмотрения этого дела ЕСПЧ принял    во внимание ряд    документов о нарушении в  Азербайджане права на собрания.    В частности, цитировались резолюции 1917 (2013)    и 2062  (2015) ПАСЕ, 2015/2840(RSP) Европейского Парламента, документы «Международной  Амнистии» от марта и мая 2014 г.

Кроме того, в качестве прецедента было использовано решение ЕСПЧ по похожему делу  «Гусейнли и другие против Азербайджана»  (NN 67360/11, 67964/11,    69379/11), рассмотренному в феврале этого года.    Ввиду  чрезвычайной схожести этого прецедента с данным    делом, Евросуд пришел к    тем же  выводам    о нарушении статей 11, 5 и 6.

В качестве компенсации морального ущерба ЕСПЧ определил    каждому    заявителю сумму    в  12.000 евро. Кроме того, общая сумма в 6.000 евро за все 6 жалоб должна    быть выплачена  адвокатам заявителей — Р.Мустафазаде и А.Мустафаеву.

Отметим, что решение вступит в законную    силу лишь через    три месяца, в течение которых  недовольная сторона может подать жалобу    в Большую Палату ЕСПЧ.