За рубежом, Эхо

Новый виток антигрузинской истерии в Армении

vachianiНУРАНИ

В Грузии — очередная акция протеста местных армян. Как передает «Панорама», жители села Вачиан  Ахалкалакского муниципалитета Грузии, где летом 2016г. была зверски убита армянская семья  Качотянов, требуют выяснить истинные мотивы преступления.

Напомним: речь идет о весьма резонансном деле. 10 июля в одном из домов жители села обнаружили  тела местных жителей — членов семьи Качотян. Как еще тогда сообщали СМИ, погибли мать и трое  детей. По сведениям телеканала «Рустави-2», мать с детьми проживала в доме одна, отец семейства  находился на заработках в России.

Грузинская полиция раскрыла преступление быстро, «по горячим  следам». Уже очень скоро пресс-служба МВД Грузии сообщила, что «в результате  оперативно-розыскных действий Полиция задержала Нодара А. С места преступления изъят мобильный телефон,  принадлежавший погибшим. Назначена соответствующая экспертиза».  Вскоре стали известны и подробности.

Подозреваемый — Нодар Акопян — оказался односельчанином  убитых. В дом семьи Качотян он пролез через окно, члены семьи — 37-летняя женщина и двое ее  детей 16 и 18 лет — пытались оказать сопротивление, однако не смогли. Подозреваемый нанес им  смертельные удары по голове. Затем, желая замести следы, Нодар Акопян умышлено поджег дом.  Четвертый член семьи, пятилетний мальчик, как показала экспертиза, погиб от удушья.

Власти Армении тут же «обозначили интерес» к гибели семьи Качотян. МИД Армении выразил  соболезнования родственникам убитых. Посол Армении в Грузии Юрий Варданян весьма оперативно  связался по телефону с губернатором Самцхе-Джавахети Акакием Мачутадзе и начальником полиции  Теймуразом Каландадзе. Армянское посольство в Тбилиси отрапортовало, что поддерживает  постоянную связь с правоохранительными органами Грузии и внимательно следит за развитием  событий.

Но когда арестованным оказался односельчанин погибших Нодар Акопян, кое-кто в Ереване был явно  разочарован. Во всяком случае, популярный сайт Armenian Report развел тогда впечатляющую  конспирологию. В статье под заголовком «Грузинский шовинизм — что делать армянам?» его эксперты  вопрошали: «Может, убийство в селе Вачиан — это дело рук местных грузин, и грузинские  правоохранительные органы покрывают его?»

Арест подозреваемого, который оказался  односельчанином убитых и еще армянином по национальности, ереванских «экспертов» ни в чем не  убедил: «К сожалению, надеяться на беспристрастное расследование жестокого убийства армянской  семьи в Джавакхе не приходится. Уже понятно, что правоохранительные органы Грузии попытаются  сделать единственным подозреваемым Акопяна, хотя совершенно очевидно, что хладнокровно  расправиться с целой семьей в одиночку невозможно».

В Ереване с упоением разглагольствовали,  «как тяжело приходилось джавакхским армянам, когда власти Грузии провели реформу  миграционного законодательства, в результате чего десятки тысяч джавакхцев, получившим  российское или армянское гражданство ради возможности выезжать на заработки в Россию, стали  гостями в собственном доме», что «в то время, как в остальной Грузии улучшалась социально-  экономическая ситуация, в том числе, в азербайджанонаселенном Марнеули, в «Джавакхе»  социально-экономическое положение лишь ухудшалось, что вынуждало армян уезжать из страны»,  припомнили и «нежелание грузинских властей расследовать апрельский инцидент в Ахалкалаки, когда  на траурную процессию армян, поминавших жертв геноцида, напала толпа подвыпивших грузин.

Обидно, но в инциденте обвинили армян, хотя они были пострадавшей стороной». Дошло до  стенаний, что, оказывается, грузинские власти чинят трудности армянским бизнесменам, которые  вынуждены пользоваться КПП «Верхний Ларс» — а это единственная «коммерческая» дорога,  связывающая Армению с Россией.

И, наконец, вывод: «Суммируя все вышесказанное в одно единое,  приходишь к неутешительному выводу, что грузины, оказавшиеся под пятой турок и азербайджанцев,  сознательно провоцируют армяно-грузинское противостояние». Судя по всему, в Ереване многим не  по душе нынешние по-настоящему добрососедские отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном.  Потом страсти потихоньку улеглись. Сам Нодар Акопян, не дождавшись суда, покончил с собой в  камере Глданского СИЗО. А теперь об убийстве семьи Качотян вспомнили вновь.

Правда, с начальником местной полиции встретиться участникам «сельского схода» не удалось. На  месте был лишь уполномоченный села Вачиан, но с ним жители села встречаться отказались. После  долгих переговоров к ним вышел замначальника Полиции Акоб Марабян и заявил: «Дело находится в  процессе. Мы работаем 24 часа в сутки для обеспечения общественной безопасности. На данный  момент ничего больше добавить не могу. Вы можете поехать в Ахалцихе и там уточнить ответы на  интересующие вас вопросы».

Такой ответ сельчан не удовлетворил, а глава убитой семьи Вагинак  Качотян заявил: «Мы пойдем до конца, сегодня мы собрались всем селом, завтра соберемся всем  районом, мы хотим знать, кто и за что совершил убийство. Может завтра вздумают вырезать другую  семью, может у них имеется план. Кто может гарантировать нашу безопасность? Я обращаюсь к  правоохранительным органам нашего государства, помогите раскрыть истину.

Приходят, что-то  говорят, но никаких доказательств, запутанная ситуация. С момента убийства прошло столько  времени, но о том, как протекает расследование дела мне ничего неизвестно». В то, что убийца его  жены и детей покончил с собой в Глданском СИЗО, Вагинак Качотян не верит.

«Я видел фотографию,  однако не верю, что он действительно мертв. Любой из нас может притвориться мертвым. Откуда я  знаю, он на самом деле мертв, или его просто запрятали подальше. Как может человек,  содержащийся в тюрьме особого режима, совершить самоубийство, я не могу этого понять. Это  вопросы без ответа», — уверен Вагинак Качотян.

Здесь, наверное, можно было бы поставить точку. Однако нельзя не заметить, что волнения в селе  Вачиан произошли вскоре после того, как, по информации армянских СМИ, в частности, АрмИнфо,  новоявленная «джавахкская диаспора России» направила открытое письмо премьер-министру Грузии  Георгию Квирикашвили, в котором просит последнего еще раз рассмотреть вопрос открытия  Абхазкой железнодорожной ветки.

«Вот уже почти десять лет в Грузии идет строительство железнодорожной магистрали «Баку-Тбилиси-  Карс», на участках Марабда-Ахалкалаки и Ахалкалаки-граница Турции. Для строительства данной  ветки уже затрачены сотни миллионов долларов, которые Грузия должна будет впоследствии  выплатить. Меж тем, экономисты и эксперты неоднократно говорили об отсутствии экономической  целесообразности строительства ж/д ветки Карс-Ахалкалаки. Об этом говорил и экс-премьер-  министр Грузии Бидзина Иванишвили еще в 2013 году. Кроме того, существует опасность падения  грузооборота грузинских морских портов в результате осуществления данного проекта».

Но самое  главное, по мнению «Джавакхской диаспоры», магистраль «Карс-Ахалкалаки-Марабда» является,  политическим проектом, который служит, прежде всего, интересам соседних стран — Азербайджана и  Турции и не учитывает экономические интересы самой Грузии. Кроме того, по убеждению  «Джавахкской диаспоры России», этот проект оставляет в стороне от региональных процессов  Армению и Иран и тем самым, наносит ущерб перспективам многостороннего экономического и  политического сотрудничества в регионе Большого Кавказа.  Добавим от себя: у авторов письма, точнее, тех, кто за ними стоит, есть повод занервничать.

Если в  годы существования СССР железнодорожные магистрали Южного Кавказа «замыкались» на Армению,  то теперь в регионе формируется новая транспортная география, и теперь уже и дороги, и  трубопроводы обходят Армению стороной. Более того, даже после того, как границы Армении с  Турцией и Азербайджаном будут открыты, Еревану вряд ли удастся найти инвесторов на  реабилитацию своей железнодорожной ветки Карс-Гюмри или Гюмри-Джудьфа.

Это, конечно, прямой  результат «особо мудрой политики» Еревана, но признавать такую очевидную истину ни в Армении,  ни в ее диаспоре не желают.  А тем временем «Джавакхская диаспора России» продолжает: «По нашему мнению, для Грузии и  большинства стран региона, экономически и политически намного более выгодным было бы  задуматься о реабилитации важной и уже существующей транспортной артерии, каковой является  железная дорога, проходящая через территорию Абхазии — «Сочи-Сухуми-Тбилиси»».

Дескать,  «реабилитация и задействование этой железной дороги вдохнуло бы новую жизнь в развитие  экономики всей Западной Грузии, в том числе в Абхазии и способствовало бы сближению экономик и  народов Абхазии и Грузии».  Только вот куда важнее другое. «Джавакхская диаспора России» может, конечно, рассуждать о  «сближении народов Абхазии и Грузии».

Но в реальности Абхазия — это часть территории Грузии. И  признание Россией оккупированной Абхазии «субъектом международного права» ничего здесь не  меняет. Применительно к транспортной географии это означает, что до урегулирования конфликта в  Абхазии шансов на восстановление железнодорожного сообщения Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван  немного, если они вообще есть. Да, Москва и Тбилиси могли восстановить авиасообщение, но поезд,  как известно, не летает по воздуху, а едет по земле. То есть по рельсам, на этой земле проложенным.

И там, где он пересекает границу, его проверяют пограничники и таможенники. А значит, в ситуации,  когда поезд Ереван-Москва на административной границе бывшей Абхазской АССР встретят  российские пограничники, возобновление железнодорожного сообщения вряд ли возможно.

И да,  маленькая деталь: эта дорога ни в коей мере не заменяет для региона магистраль Баку-Тбилиси-  Карс.  Другой вопрос, что на этом фоне волнения в селе Вачиан слишком уж похожи на попытку «раскачать  ситуацию» в армянонаселенных районах Грузии.