Экономика, Эхо

Центробанк Азербайджана принял решение не идти на резкую девальвацию?

az-manat-devalvation-devaluationДж. АЛЕКПЕРОВА

Вчера доллар достиг пика девяти месяцев к корзине шести основных валют на фоне роста доходности госбондов США. Доллар растет на фоне ожиданий, что администрация Трампа увеличит расходы и обеспечит рост инфляции, что привело к повышению доходности казначейских облигаций США.

По данным Центрального банка Азербайджана (ЦБА), на сегодня курс маната к доллару установлен на уровне 1,6954 AZN/USD.

«Учитывая то, как сегодня ведет себя Центральный Банк Азербайджана, принято решение не идти на резкую девальвацию, а постепенную. До конца года тенденция сохранится, и курс доллара составит до двух манатов», — сказал Echo.Az автор книги «Банковское право в Азербайджане», директор юридической фирмы IJS Law Firm, руководитель юридической фирмы «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.

По его словам, если слухи о том, что новый президент США Дональд Трамп начнет продавать нефтяные резервы, подтвердятся, тогда предложения на рынке настолько будут преобладать над спросом, что правительство будет вынужденно пойти на резкую девальвацию.

Как сказал эксперт, сегодняшняя медленная (ползучая) девальвация не лучший вариант для экономики страны.

«Безусловно, для граждан, которые взяли кредит в иностранной валюте, выгоднее медленное падение, нежели резкое. Но ползучая девальвация не выгодна для экономики в целом. Это ведет к полному параличу всей системы платежей,» — сказал он.

«В экономике кто-то кому-то должен. Например, я руководитель юридической фирмы IJS Law Firm. Мои клиенты задерживают мне выплаты, поскольку держат свои запасы в долларах, а платить должны мне в манатах. Наблюдая, как курс доллара растет, человек просто не хочет менять доллары, надеясь в будущем заработать больше. Если клиент не платит мне, соответственно, я не могу оплатить свои расходы, тоже задерживая выплаты третьим… И таким образом, круг продолжается,» — пояснил Гасанов.

«Очень многие сегодня придерживаются подобной тенденции, все хотят выиграть от этой ползучей девальвации. Резкая девальвация обрушивает курс маната и, соответственно, люди снимают деньги, зная, что доллар по отношению к нацвалюте в ближайшее время сильно не вырастет. Поэтому я сторонник резкой девальвации, иначе подобный застой в экономике затянется», — отметил он.

По его словам, если сегодня манат отпустят, то доллар будет более двух манат.

«Более точно можно сказать, если знать, каков оборот нацвалюты, объем теневой экономики, точные объемы валютных запасов страны… Об этом знают экономисты, работающие в правительстве,» — сказал он.

При этом агентство финансовых новостей Marja пишет, что если Центробанк не вмешается в ситуацию и доллар будет дорожать такими же темпами, что и в последние 25 дней (с 17-18 октября), то в конце этого года курс доллара составит 1,88 маната. Если темпы подорожания доллара несколько снизятся, то курс доллара составит 1,8 маната.

Если этот сценарий осуществится, то банки будут продавать доллар дороже 1,9 маната. Если Госнефтефонд и Центробанк продадут на валютных аукционах большое количество американской валюты, это снизит темпы роста курса доллара и даже смогут снизить этот курс еще больше. Однако Центробанк намерен сохранить свои резервы, которые на 31 октября составили 4 миллиарда манатов.

В Госнефтефонде заявили, что будут продавать доллары лишь тогда, когда фонду понадобятся манаты. Рост курса доллара помогает Центробанку и Госнефтефонду сохранять свои валютные запасы. Чем выше курс, тем меньше продается долларов за манаты.

За 9 месяцев 2016 года курс маната по отношению к иностранным валютам соответствовал прогнозам платежного баланса регулируемому плавающему курсу, объявленному Центробанком в конце прошлого года. Как и прогнозировали эксперты, с приближением конца 2016 года давление на манат усилилось, и национальная валюта начала обесцениваться.

Отметим, что по оценкам специалистов, ежемесячный спрос на валюту составляет 1-1,5 млрд. долларов. К примеру, в сентябре спрос на доллар составил 1 млрд. 321 млн. 57 тыс. долларов. С этого расчета до конца года для удовлетворения спроса нужно еще около 2-2,5 млрд. долларов.

Валютные запасы Центробанка уже в октябре сократились на 127 млн. долларов, составив критические 4 млрд. 5 млн. 500 тыс.долларов. Госнефтефонд в свою очередь продал в октябре на аукционах всего 371 млн. долл. Таким образом, у правительства остается две пути — пойти на резкую девальвацию в декабре, или изыскать дополнительные источники валюты для аукциона.

Эксперты считают, что если не будет форс-мажорных ситуаций, правительство на резкую девальвацию не пойдет.

Так, экономист Натиг Джафарли считает, что резкая девальвация может окончательно обрушить банковский сектор.

«Центробанк может только ускорить процесс обесценивания маната. Многое будет зависеть от решения Федеральной Резервной Системы США и курса доллара в странах, являющихся торговыми партнерами Азербайджана», — сказал он.

Н.Джафарли считает, что до конца года курс доллара установится на уровне 1,80-1,85 манатов.

Эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам Самир Алиев, в свою очередь, подчеркнул, что Госнефтефонд, помимо трансфертов в госбюджет, финансирует и некоторые проекты, для чего имеет еще в запасе валюту, которую можно предложить на аукционе.

«Многое будет зависеть и от мировых цен на нефть. Однако правительство предприняло некоторые меры для сокращения спроса на валюту. К числу таковых можно отнести введенные ограничения на импорт до января 2018 года», — сказал он.

При этом С.Алиев также считает, хотя резкой девальвации не будет, но темпы обесценивания маната могут быть высокими. Он отметил, что одной из причин такого негативного темпа является желание сохранить в Госнефтефонде как можно больше валюты. Эксперт считает, что в критической ситуации Центробанк может задействовать свой резерв.

Экономист Губад Ибадоглу также считает, что правительство скорее пойдет на сокращение резервов в Центробанке и Госнефтефонде, чем на резкую девальвацию. «Не исключаю, что в декабре будет пик спроса на доллар и американской валюты потребуется в два раза больше, чем в ноябре», — сказал он.