Экономика, Эхо

Настало время пригласить иностранцев для спасения экономики Азербайджана

manat-devaluation-money-manat-devalvatsiaЭ.РУСТАМОВА

Государственные служащие теряют контроль  над экономической ситуацией в Азербайджане, заявил в интервью Echo.Az  эксперт в области экономики Октай Ахвердиев.

По его словам, настало  время пригласить квалифицированных иностранных  специалистов, которые могут и готовы помочь  спасти азербайджанскую экономику.

Между тем, Ахвердиев считает, что Центральный банк АР готов допустить  ослабление курса национальной валюты к доллару.

При этом эксперт заметил, что невозможно  ослабить курс маната без ущерба гражданам  Азербайджана.

«Ослабление курса маната — это  необходимость, которую не избежать. Центральный банк АР готов  допустить ослабление курса национальной валюты  к доллару, чтобы поддержать  экономику страны.  Динамика ослабления зависит от решения Центробанка АР. Думаю, ЦБ  Азербайджана будет стремиться к  постепенному ослаблению национальной валюты  страны, чтобы не спровоцировать отток  капитала и критику,» — считает Ахвердиев.

По словам эксперта, в принципе, мягкую  девальвацию в Азербайджане можно наблюдать уже на  протяжении нескольких месяцев.

«До тех пор пока  национальная валюта Азербайджана не обретет  свою реальную стоимость, курс маната будет  падать.  Сложно принимать долгосрочные проекты подготовки  к ослаблению, и уж тем более  готовить проект двух или трехлетнего  бюджета,» — отметил Ахвердиев.

«Например, россияне смелее подошли к этому  вопросу, чем мы. Экономика России  зависит не только от нефти и газа. Помимо энергоресурсов, у  них на хорошем уровне налажено производство,  например, металлургии. Поэтому в российской  экономике можно увидеть относительную гармонию,  чего не скажешь о нас,» — сказал он.

По словам Ахвердиева, государственный  бюджет Азербайджана целиком зависит  от нефтегазовой промышленности. Конечно, отчасти  экономика получает дивиденды и за  счет экспорта.

«Правительство должно задуматься над тем,  какие товары мы должны вынести на  мировой рынок, чтобы заработать валюту.  Некоторые  эксперты считают, что сильный манат  стимулирует экспорт. Но этот закон работает в странах,  которые имеют отраслевую экономику.  Стоит отметить, что государственные служащие теряют  контроль над внутренней экономической ситуацией.  Думаю, настало время пригласить  квалифицированных иностранных специалистов,  которые могут и готовы помочь спасти  азербайджанскую экономику», — заключил О. Ахвердиев.

Между тем, как пишет Sputnik, населению, скорее всего, придется  смириться с тем, что манат  будет терять свою стоимость.  Данный процесс обусловлен непростым финансовым  положением в стране, а также процессом удешевления региональных валют в  целом.

В настоящее время Центральный банк АР ограничил информацию об  объемах валюты, выставляемой на торги.  По данным Государственного нефтяного фонда АР (ГНФАР), в ноябре на  организованных Центробанком торгах был продан 371 млн. долларов.  В целом ГНФАР с начала года на проводимых ЦБА торгах реализовал свыше 4,3  млрд. долларов. В соответствии с прогнозом бюджета на 2016 год, ГНФАР должен  перечислить в госказну 7,615 млрд. манатов.

ГНФАР пока не распространил информацию, сколько манатной массы было  выручено от продажи 4,3 млрд. долларов на валютных торгах Центробанка.

Но, даже  если взять для условных расчетов курс в 1,55 маната за доллар, установившийся  после второй девальвации в декабре прошлого года, то получим выручку в 6,665  миллиарда манатов — самое меньшее.  То есть, по самым грубым подсчетам, ГНФАР  в оставшиеся два месяца текущего года останется ежемесячно выходить на  валютные торги Центробанка с объемами как максимум по 300 млн. долларов.  Сумма весьма незначительная, если учесть, что в предыдущие месяцы Нефтяной  фонд в среднем реализовывал на торгах 450 млн. долларов, отмечает издание.

С момента падения цен на нефть Центробанк республики фактически потратил  11,188 млрд. долларов (15,193 млрд. долларов на 31 июля 2014 года) на  поддержание курса национальной валюты и стабильности банковской системе.  Указывается, что в складывающейся ситуации вряд ли Центробанк решится и далее  тратить валютные резервы. Единственным путем сохранения валютных резервов  остается «мягкая» девальвация маната.