Культура и Общество, Эхо

«Борьба за Карабах — это уже моя жизнь»

namik-aliyevДж. АЛЕКПЕРОВА

На вопросы Echo.az ответил экс-посол Азербайджана в Молдове, доктор юридических наук, профессор Намик Алиев

Намик-муаллим, расскажите, пожалуйста, когда вы начали работу над «Книгой памяти азербайджанцев, погибших во время Второй мировой войны на территории Республики Молдова»?

— Работу над списком уроженцев Азербайджана, погибших во время Второй мировой войны на территории Молдовы, мы начали в конце 2012 года, когда познакомились с главой молдавской ассоциации «Мемориал» Анжелой Скрипкараш. Эта организация занималась ранее поиском информации о погибших в годы войны, и Анжела рассказала, что в процессе работы они сталкиваются с информацией о выходцах из Азербайджана. Я предложил ей сотрудничество и попросил содействия в получении имеющейся у них информации. 10 декабря в посольстве Азербайджанской Республики в Молдове состоялся «круглый стол», посвященный Международному дню прав человека.

В рамках мероприятия была осуществлена передача первоначального списка уроженцев Азербайджана, погибших и захороненных в годы Второй мировой войны на территории Республики Молдова. На церемонии присутствовали министр обороны Молдовы Виталий Маринуца, посол Украины в Молдове Сергей Пирожков, глава представительства Совета Европы Ульви Ахундлу, советник посольства Беларуси, помощник военного атташе Российской Федерации в Молдове и другие представители дипломатического корпуса, общественности и диаспоры. Во время мероприятия о создании и боевом пути 223-й Азербайджанской дивизии подробно рассказал представитель ассоциации «Мемориал», ученый-историк, доктор истории Руслан Шевченко. Мы вручили Анжеле Скрипкараш Почетный диплом за активную деятельность по увековечению памяти азербайджанских воинов. Так мы получили первую информацию, и нам предстояла большая и длительная работа.

— Как шел поиск имен погибших, с какими трудностями пришлось столкнуться? Было ли налажено взаимодействие с властями Молдовы?

— Информация, которую вы видите в Книге памяти, была получена в результате сотрудничества и поиска из разных источников. Мы обращались к архивам министерств обороны России и Молдовы, военным комиссариатам Республики Молдова, Центру военной культуры и истории МО Республики Молдова. Полученная от них информация дополнялась в результате посещения мест захоронений воинов в административно-территориальных единицах Молдовы. Нельзя не назвать людей, которые участвовали в этом объемном проекте.

Огромную помощь в сборе информации, кроме Анжелы Скрипкараш, нам оказали полковник Виталие Чобану, начальник Центра военной культуры и истории Министерства обороны Молдовы, старший научный сотрудник этого центра Сергей Катарага, полковник Серджиу Войну, начальник управления по работе с личным составом Главного штаба Национальной армии Молдовы, сотрудница молдавской ассоциации «Мемориал» Екатерина Новикова. В издании «Книги памяти» поддержку оказал заместитель председателя Конгресса азербайджанцев Молдовы Мухариб Аллахвердиев.

Много усилий к подготовке и изданию Книги приложила второй секретарь посольства Азербайджана в Молдове Ульвия Искендерли. Безусловно, были и трудности. Прежде всего нам пришлось уяснить для себя, что при всех наших усилиях сделать Книгу по возможности более полной мы не сможем претендовать на исчерпывающую информацию, поэтому в Книге мы заранее приносим свои извинения, если в ней не окажется имени того, кто должен был там быть. Мы приносим свои извинения потомкам павших, если они найдут их имена в несколько искаженном варианте. Однако это не наша вина. Мы вынуждены были давать в Книге имена в том варианте, в котором они дошли до нас из источников. На фронте имена зачастую записывались на слух, поэтому в донесениях имеют место искажения. Отходя от текста донесений, мы рисковали тем, что потомки павших не смогли бы в дальнейшем обнаружить сведения о них в архиве.

-Вы отметили, что сражавшиеся в Молдове азербайджанцы были в основном в составе 223-й национальной стрелковой дивизии, которая формировалась в Баку. Представители скольких национальностей были в этой дивизии?

— Удивительно, но факт, что во время войны на территории Молдавской ССР сражались сразу два Азербайджанских воинских соединения: 223-я стрелковая Белградская Краснознаменная дивизия (2-го формирования) и 416-я стрелковая Таганрогская Краснознамённая ордена Суворова дивизия. 223-я стрелковая дивизия (2-го формирования) была сформирована на Закавказском фронте приказом Наркома обороны СССР на основании постановления ГКО СССР из сокращаемого контингента тыловых учреждений фронта (на базе 168-го запасного стрелкового полка). Первоначально дислоцировалась в Сумгаите. Формирование частей соединения проходило на территории Азербайджанской ССР в районах Губа, Сарван, Чархы, Гусары и Дивичи.

Директивой НКО СССР от 03.02.1942 часть была преобразована в Азербайджанскую национальную дивизию. В составе сформированной 223-й Азербайджанской стрелковой дивизии были: 1937-й, 1039-й, 1041-й стрелковые полки, 818-й артиллерийский полк, учебно-стрелковый батальон, 351-я мотострелковая разведрота, 332-й истребительный противотанковый дивизион, 669-й минометный дивизион, 587-й саперный батальон, 385-я рота химзащиты. 752-й батальон связи, 176-я зенитно-артиллерийская батарея, 820-й медико-санитарный батальон, 422-я автомобильная рота. 223-я стрелковая дивизия (второе формирование) участвовала в боях в составе 44-й, 58-й, 37-й и 7-й гвардейской армий. За боевые успехи стала именоваться 223-я стрелковая Белградская Краснознаменная Азербайджанская дивизия. В апреле-августе 1944 года дивизия находилась в позиционной обороне, а затем приняла участие в освобождении Молдовы — Ясско-Кишиневская операция 20-29 августа 1944 года. В этом сражении бойцами дивизии была наголову разгромлена 257-я пехотная дивизия вермахта. В ходе боев за Кишинев дивизия уничтожила 4000 и взяла в плен 3835 солдат и офицеров противника, в результате дважды удостаивалась благодарности Верховного главнокомандующего.

Приказом командующего войсками Закавказского военного округа от 22 февраля 1942 года начинается формирование 416-й стрелковой дивизии со штабом в городе Уджары в Азербайджанской ССР. 1054-й и 1374-й полки были сформированы в Агдаме, 1373-й полк — в Геокчае, 1368-й полк — в Сумгаите. 22 марта того же года личный состав дивизии принял военную присягу. В составе дивизии было 11 050 азербайджанцев, 291 русский, 225 армян, 110 грузин, 99 украинцев, 72 татара, 28 евреев, 23 белоруса и несколько представителей других национальностей. После успешно проведённой весной 1944 года Одесской операции 5-я ударная армия выдвигается на реку Днестр и получает здесь боевой участок Ташлык-Красный Молдаванин. С 14 до 21 мая 416-я стрелковая дивизия в составе 5-й ударной армии проводит операцию по ликвидации плацдарма немецких войск в излучине реки Днестра — в районах Погребы, Кошница, Перерыта и Дороцкое. Улучшив свои позиции на этом участке фронта, 5-я ударная армия 22 мая переходит к глубоко эшелонированной обороне. В ночь на 3 июня 416-я дивизия сменяет части 8-й и 74-й гвардейских дивизий на правобережном плацдарме Днестра, севернее города Бендеры.

Занятый дивизией плацдарм представлял собой узкую полосу земли — в глубину 400-1500 метров. Перед фронтом обороны дивизии были сосредоточены части 97-й и 325-й пехотных дивизий противника, перед которыми была поставлена задача — любой ценой ликвидировать плацдарм. За 2 месяца боев — с 30 мая по 5 августа 1944 года 416-я стрелковая дивизия уничтожила около 2500 немецких солдат и офицеров, 46 танков, 180 пулеметов. На рассвете 23 августа 416-я дивизия совместно с другими частями 5-й ударной армии перешла в наступление на Кишинев. К 18 часам части дивизии подошли к южной окраине Кишинева и завязали бой за город. 24 августа 1944 года — 416-я дивизия совместно с другими частями освобождает город Кишинёв. За освобождение Кишинева 416-я дивизия удостоилась благодарности Верховного главнокомандующего.

— Вы еще собираетесь продолжать работу в этом направлении или выпуск данной книги последний?

— Пока сложно сказать, как судьба повернется.

-Вы, будучи послом Азербайджана в Молдове, активно занимались просветительской работой по карабахской тематике. Расскажите немного об этом.

— Мне кажется, что борьба за Карабах — это уже моя жизнь. Те, кто знает меня ближе, согласятся со мной. С первых дней посягательств Республики Армения на наши земли я не оставался в стороне и старался делать все, что было в моих силах. Но это отдельная тема разговора. Прежде всего как научный работник я посвятил все свои усилия нагорно-карабахской тематике, правовым аспектам этой проблемы, вопросам территориальной целостности, борьбе с сепаратизмом, разоблачению армянских фальсификаций и измышлений и др.

Одна из моих книг, «Международное право и нагорно-карабахский конфликт», уже издана в семи странах на семи языках. Остальные работы также изданы на иностранных языках с целью доведения правды до мировой общественности. Помимо этого, в своей дипломатической деятельности мы руководствовались установками нашего президента Ильхама Алиева и занимали наступательную, а не выжидательную позицию в борьбе с армянской агрессией и оккупацией наших земель. Постоянное разоблачение сути происходящего и сущности армянской политики создания «Великой Армении от моря до моря» стало одной из основных целей деятельности азербайджанских дипломатов.

Свою работу по информированию населения стран, где мне довелось работать, а это Грузия и Молдова, я начал просто с систематической рассылки по электронным адресам тех людей, с которыми мы общались и просто знакомились с информацией о конфликте, его сути, повседневной информацией о происходящем вокруг оккупированных армянами азербайджанской территории. Эта работа велась постоянно на протяжении всего периода миссии, и к ее концу количество адресов рассылки составляло как минимум тысячу. Очень быстро увеличивалось количество наших сторонников как среди политиков, чиновников, журналистов, так и среди простых граждан. Если вначале нас удивляло, что людям, в лучшем случае, безразличны оккупанты-армяне и беженцы-азербайджанцы, и они не проводили между ними различия, то через некоторое время у них начинали формироваться объективная позиция по конфликту и естественное отношение к агрессору и оккупанту.

Стало традицией, что к посольству Азербайджана в Молдове 26 февраля жители Кишинэу приносят венки и цветы, зажигают свечи. Все это привело к тому, что в Молдове появились такие люди, как парламентский адвокат Аурелия Григориу, проявившая неимоверное мужество и сказавшая правду в лицо армянским агрессорам в Ереване на конференции Совета Европы; доктор истории Руслан Шевченко, обратившийся в своих исследованиях к теме армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, что вылилось в издание им книги «Армяно-азербайджанский конфликт: история и современность»; главный редактор газеты «Эксперт новостей» Лариса Веверица и ее коллектив, ведущие бескомпромиссную информационную борьбу с армянской пропагандой; молодой гагаузский исследователь Олег Жеков, который в своей небольшой, но яркой работе «Дилемы и неоднозначность в отношениях Армении с Россией и Европейским союзом» раскрыл убогость и бесперспективность проводимой Арменией политики; и многие др.

Следует сказать, что переворот в отношении ученого мира Молдовы к армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту позволил нам провести в Кишинэу целый ряд международных научно-практических конференций, где участвовали как ученые Азербайджана и Молдовы, так и исследователи России, Израиля, Украины, Грузии и др. стран. Это, например, конференция «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт и Приднестровский конфликт: современное состояние и перспективы регулирования», проведенная в 2012 году посольством совместно с Академией публичного управления при президенте Республики Молдова, Центром стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики и Институтом общественных политик Республики Молдова; конференция «Территориальная целостность государств и соблюдение прав человека», проведенная в 2014 году под эгидой омбудсмана Аурелии Григориу; конференция «Политика двойных стандартов в разрешении территориальных конфликтов», проведенная в этом году посольством совместно с Академией публичного управления Республики Молдова, Общественной палатой Молдовы и международным научным журналом «Право и политология» и др. Были изданы материалы всех проведенных конференций.

В столице Молдовы создан Мемориал «Этернитатэ» («Вечность»), где захоронены погибшие во Второй мировой войне, а также в борьбе за территориальную целостность страны. К началу моей миссии в Молдове на этом мемориале уже существовали аллеи, посаженные посольствами России, Украины, Беларуси, в память о своих соотечественниках, павших в войну. Мы получили разрешение на создание аналогичной аллеи азербайджанским посольством в Кишинэу, открыли ее в мае 2012 года и назвали «Sehidler xiyabani «Susa» («Алея шехидов «Шуша»»). И сегодня посольство ухаживает за десятками деревьев, посаженных на этой аллее. После нас такие же аллеи открыли дипломаты Израиля и Казахстана. Особо следует сказать о международном научном журнале «Право и политология», издаваемом с 2007 года. Это журнал научных партнеров: Института прав человека Национальной академии наук Азербайджана, Гелатской академии наук (Патриархии Грузии), а с 2011 года и Института правовых и политических исследований Академии наук Молдовы. Первые 16 номеров журнала выходили в Тбилиси, а с 2011 года последующие 18 номеров журнала были изданы в Кишинэу.

В каждом номере этого журнала выходят материалы по проблематике конфликта, территориальной целостности государств, борьбе с сепаратизмом и терроризмом и др. вопросам. Во время апрельского обострения обстановки на фронте в посольство обратилась группа представителей творческой интеллигенции Молдовы с обращением в поддержку справедливой борьбы Азербайджана за освобождение оккупированных армянами земель и предложением провести выставку «Молдавское искусство в поддержку мира и территориальной целостности». Выставка и презентация ее каталога состоялись 20 апреля, и на мероприятии присутствовала и выступила министр культуры Молдовы Моника Бабук. Под музыкальное сопровождение национальных мелодий Азербайджана молдавские художники также представили расписанные ими азербайджанские келагаи.