Точка зрения, Эхо

Каспийское кольцо безопасности

tochka-zrenia-axmed-aliliАхмед АЛИЛИ, эксперт по международному управлению

Со всеми присущими ей капризами международная система безопасности движется в сторону  устранения злокачественных опухолей в своем теле — террористической организации  «Исламское государство» (ИГ).

Приближение российской флотилии к берегам Сирии и военная активность иракских сил вокруг  Мосула создают большую уверенность в устранении ИГ как организованного общества-государства  террористов из Ирака и Сирии. Но победа над ИГ — это не конец.  Если забытые проблемы Ближнего Востока, политические, этнические и межконфессиональные, стоят  у истоков «Исламского государства» и других религиозных радикальных группировок, то вполне  возможно, что ИГ возродится в других районах Ближнего Востока.

Западные аналитики уже предвидели, что ИГ в Ираке вступает в период, который протекал в  2005-2010 годах. Тогда террористические сети в Ираке были сильно разрушены. Кроме того, нехватка  ресурсов заставила их уйти в глубокий сон. Тогда многие зарубежные бойцы были вынуждены бежать  из Ирака, чтобы их не поймали или убили.

Сейчас все это повторяется. Уже те города, которые были  под контролем ИГ, имеют у себя элементы подпольной борьбы.  Но это возобновление деятельности имеет отличительную черту. «Победив терроризм» в 2005 году,  коалиционные силы зря думали, что это конец. Но повторять эту ошибку вновь они не собираются.

Усиление надзора над Ближним Востоком заставит международных террористов искать новые  пристанища. По прогнозам можно понять, что наиболее удобной платформой для восстановления  сил является Иордания. Некоторые аналитики даже указывают далекие Филиппины как следующую  цель террористов.  Но мы смеем предположить, что Россия, которая приняла активное военное участие в разгроме ИГ,  может превратиться в цель «номер один» и опередить другие страны в этом списке.

Естественно, это  затронет и соседей России в плане безопасности. Особенно, если соседи имеют шиитские корни. Не  надо забывать, что ИГ был разрекламирован как «суннитский огонь, против шиитского».  В Баку, Москве и Тегеране уже поняли, какая часть земного шара является потенциальным регионом  для дислокации международной сети террористов. В августе 2016 года в Баку состоялась встреча  глав Азербайджана, России и Ирана.

Президенты этих стран — Ильхам Алиев, Владимир Путин и Хасан Роухани — обсудили вопросы,  связанные с укреплением экономического сотрудничества и борьбой с международным терроризмом.  Главы стран понимают, что ближневосточные события могут с легкостью повториться в этом регионе.  Таким образом, борьба с международным терроризмом будет первостепенной целью этого  сотрудничества.

Уже известно, что радикальные религиозные идеи имеют поддержку со стороны некоторых семей  Саудовской Аравии — суннитского мира. Таким образом, учитывая, что большую часть населения  страны составляют шииты, Иран является естественным партнером в этой борьбе.  Кроме того, существует особая опасность для прикаспийских стран. В данный момент все эти страны  можно считать «экономически ослабленными». Падение цен на нефть вносит свою корректировку.

Экономические проблемы создают благоприятную почву для передвижения радикальных идей.  Эта тема важна для прикаспийских стран и является одной из того малого числа тем,  которые смогут объединить не только Тегеран и Москву, но и Ашгабат и Астану. Официальный Баку,  как всегда, может похвастаться своим дипломатическим успехом в этом деле. Он имеет потенциал  объединения сторон, которые при обычных условиях не объединились бы.

В этом деле Баку еще  предстоит совершить несколько важных шагов. В антитеррористический союз Москва-Баку-Тегеран  надо привлечь и другие прикаспийские страны.  Такой шаг важен по нескольким причинам: во-первых, Средняя Азия имеет те же проблемы с  безопасностью. Афганистан и Пакистан находятся совсем рядом. Также, Азербайджан должен быть  заинтересован в привлечении других стран в потенциально опасный союз Ирана и России.

Вдобавок,  надо учесть религиозный фон этого сотрудничества. Иран и Азербайджан имеют шиитские корни,  население Казахстана и Туркменистана — это, в основном, сунниты. Баку также должен быть  заинтересован в привлечение в этот союз «менее амбициозных» игроков, чем Россия и Иран. Это  может помочь защититься от негативных факторов на будущее.  Возможный антитеррористический союз прикаспийских стран может обеспечить безопасность от  Персидского Залива до Баренцева море.

В этом плане привлечение Казахстана в этот союз не составит труда. Казахстан и Азербайджан, имея  близкие позиции, координируют свою политику по нескольким вопросам, которые имеют  стратегическую возможность. Поддержка, оказываемая Азербайджану в рамках ОДКБ по  нагорно-карабахскому конфликту — индикатор тесного сотрудничества между Азербайджаном и Казахстаном.

О важности отношений между Казахстаном и Россией и не нужно говорить. Благодаря личным связям  глав стран, тесная кооперация между Казахстаном и Азербайджаном по деликатным вопросам очень  даже возможна.  Туркменистан, по аналитическим расчетам, не имеет военного потенциала в одиночку отстоять свои  территории от террористических корпораций. Дипломатические усилия должны быть очень  плодотворными в этом направлении.

Встреча глав Ирана, России и Азербайджана в августе продемонстрировала, настолько эти страны  настроены на сотрудничество по таким вопросам, как обеспечение безопасности региона.

Вовлечение Казахстана и Туркменистана в этот формат кардинально сблизит прикаспийские страны,  что в конце концов помогло бы и в других вопросах, к примеру, в вопросе правового статуса Каспия.