Точка зрения, Эхо

До каких границ продлится неуважение Сосо Павлиашвили к азербайджанскому народу?

tochka-zrenia-teymur-atayevТеймур Атаев, политолог ([email protected])

В 2005 г. капитан прекрасных и всегда востребованных «Парней из Баку» Анар Мамедханов, столь безвременно ушедший из жизни, назвал Сосо Павлиашвили — «мешок с картошкой».

Произошло это после интервью российского певца с грузинской фамилией газете «Эхо» (см. номер от 27 июня 2005 г.). Тогда С. Павлиашвили сообщил азербайджанским читателям, что его незаконное посещение Нагорного Карабаха в 2004 г., вылившееся в выступление на концерте в Ханкенди, проводившегося в рамках празднования «13-й годовщины провозглашения независимости» непризнанной «НКР», произошло как бы независимо от него.

Он-де в составе российских певцов приехал на концерт в Ереван, но всех их «посадили на вертолеты и повезли». Вдруг они «неожиданно прибыли в Нагорный Карабах, а там люди на площади, концерт, что я мог им сказать?»

Именно после этого интервью А. Мамедханов и окрестил Павлиашвили «мешком с картошкой», ведь оказалось, что певца легко «можно посадить, ничего не спросив, и куда-то отвезти». При этом наш славный капитан подчеркнул, что Павлиашвили «врет» по поводу случайного попадания на оккупированную агрессором территорию, ибо Анар «лично звонил Сосо за неделю до того, как он выступил в Нагорном Карабахе» и сообщил ему о наличии имени певца в придуманном армянами проекте.

По словам А.Мамедханова, С.Павлиашвили не подтвердил своего выступления, но когда Анар открыл «интернет-страницу», увидел, что С.Павлиашвили «там поет армянские народные песни» (см. «Эхо» от 28 июня 2015 г.).

С периода участия данного исполнителя в шоу он и стал персоной нон грата для Азербайджана. Однако 10 октября 2016 г. на официальном сайте МИД Азербайджана была опубликована информация об исключении С. Павлиашвили из «черного» списка лиц, которым запрещен въезд в Азербайджан (из-за незаконного посещения Нагорного Карабаха).

Причиной данного решения МИД было определено обращение певца, в котором он выразил (в том числе) «большое уважение к азербайджанскому народу» (правда, текст обращения опубликован не был) (mfa.gov.az).

Следом стало известно о планируемом С. Павлиашвили 30 ноября с. г. концерте во Дворце им. Гейдара Алиева. В целом, такого рода случаи уже имели место, когда мастера искусств из различных государств, находившиеся в «черном списке» МИД страны, получали разрешение выступить с концертной программой в Баку. Но практически все они признали ошибочность своих действий в плане незаконного посещения азербайджанской территории, находящейся под оккупацией, принеся извинения народу Азербайджана.

Ничего подобного этому мы от С. Павлиашвили не услышали. По всей видимости, именно данный нюанс явился основанием для рождения прекрасного по смыслу письма блестящего интеллигента Рамиза Фаталиева в адрес С.Павлиашвили с предложением отказаться от приезда в Азербайджан. Причиной чего мэтр азербайджанского кинематографа назвал тот факт, что, посетив Нагорный Карабах напрямую из страны-агрессора (минуя азербайджанские законы), певец сделал «сознательный выбор взрослого, давно сформировавшегося человека».

Потому Р.Фаталиев высказался даже против извинений С. Павлиашвили, т.к., по его словам, «извиняться можно, — а иногда и нужно, — за всякого рода проступки», а выбор таковым не является (baku.ws).

К слову, сказанное Р.Фаталиевым оказалось идентично восприятию ситуации А. Мамедхановым, который 11 лет назад подчеркнул: «Вместо того, чтобы нагло врать, лучше бы» С. Павлиашвили «имел мужество и признался, что да, я поехал в Ханкенди и правильно сделал».

Но откуда, если поступок певца — это его гражданская позиция? И она еще раз проявилась в его хамской (мягко говоря) реакции на сказанное Р. Фаталиевым.

В интервью российскому телеканалу Life (владельцем лицензии на его вещание является компания «Медиа контент», среди бенефициаров которой — Арам Габрелянов), С.Павлиашвили использовал такие выражения, как: «Это дело бездельников говорить то, что им хочется. Им дай кость, они будут её грызть»; «Все началось с того, когда в конце 80-х некоторые уроды — они бывают во всех нациях — взяли ножи и начали резать женщин и детей»; «С армянами я дружу, дружил и буду дружить, никого об этом не спрашивая»; «Где меня ждут, я туда поеду и буду петь!» (life.ru).

Говоря иными словами, С. Павлиашвили фактически вновь не высказал и грамма сомнения в правильности своего решения 12-ти летней давности. А разве может быть по-другому, ежели в 2009 г. он произнес, что для него «нет города ближе, чем Ереван» (noev-kovcheg.ru), а в 2015 г. во время очередного концерта в Ереване, по информации армянских СМИ, почтив «светлую память жертв геноцида армян», С. Павлиашвили заявил, что «об этом факте нужно не просто говорить, но кричать» (geomigrant.com).

Но почему-то у певца не возникло желания в случае приезда в Баку с концертом посетить мемориал жертвам Ходжалинской трагедии или хотя бы высказать свое осуждение этого бесчеловечного акта. Хотя чему тут удивляться, если аналогичная позиция оказалась характерной для Павлиашвили в отношении даже родной для него Грузии?

В 2006 г., когда обострились отношения между Россией и Грузией (т. е. еще до известных событий 2008 г.), и, согласно информации СМИ, из России «были изгнаны сотни грузин», а «правоохранительные органы предъявили претензии к коммерческим организациям, к которым имеют отношение выходцы из Грузии», украинское информационное агентство УНIАН обратилось с просьбой прокомментировать происходящее некоторых известных грузинских мастеров искусств, деятельность которых так или иначе связана с Россией.

Так вот, С. Павлиашвили произнес: «Давайте лучше поговорим о музыке, о вине. Или поговорим о женщинах. В Украине самые красивые женщины, и со многими я скоро встречусь. У меня 11 числа концерт в Киеве. Приходите, тогда и поговорим» (unian.net).

Здесь же можно отметить, что в 2015 г. председатель Центра экономического развития Грузии Роман Гоциридзе высказался в том духе, что «ползучая аннексия» его страны заключается не только в передвижении «линии оккупации», а в усилении в Грузии «продажных персон», ублажении «наших беспринципных певцов и танцоров», активизации таких людей, как «временщик криминального сознания Сосо Павлиашвили, и многое другое» (bizzone.info).

Завершить же эту небольшую зарисовку хотелось бы сказанным в 2005 г. все тем же А.Мамедхановым, навсегда оставшимся в наших сердцах. На вопрос: «Как вы считаете, может ли после всего этого в Баку состояться концерт Сосо Павлиашвили?», Анар ответил следующим образом: «Я не знаю, пустят его сюда или нет… но пусть он знает, что Баку — это не просто улицы и стены. Баку — это люди, которые его уважали, это его бывшие друзья. А сейчас уже у него друзей здесь быть не может, потому что он врет».

А отсюда и вопрос — нужен ли нам «мешок с картошкой» в концертном формате?