Политика, Эхо

Москва в очередной раз рискует попасть в «карабахский капкан»

karabakh-war-conflict-7НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

Согласно известному философскому постулату, войти дважды в одну реку не получится. Дважды в одну и ту же «агитационную кампанию» — тем более. Однако сегодня в Армении продолжают звучать лозунги и «аргументы», восходящие в лучшем случае к карабахским митингам первой волны: те же претензии на чужие земли, те же апелляции к «праву наций на самоопределение», те же капризные требования устроить «выкручивание рук» Азербайджану.

Одно плохо: если в конце восьмидесятых завсегдатаи ереванских митингов под лозунгом «Карабах!» и карабахских — под лозунгом «Миацум!» еще могли наслаждаться этакой монополией на общественное мнение, то сегодня ситуация уже другая, что и показал, в частности, визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Американский дипломат Джеймс Уорлик умудрился не на шутку испортить настроение Еревану, еще находясь в Баку.

Вначале такие издания, как «Голос Армении», обрушились на сопредседателя с целым ушатом истеричных обвинений. Теперь же «установка» другая: в Армении старательно изображают хорошую мину при плохой игре.

Заявления армянской стороны и Минской группы ОБСЕ свидетельствуют о том, что обсуждения по урегулированию карабахского конфликта нацелены на укрепление режима прекращения огня и усиление контроля, уверял на пресс-конференции руководитель центрального офиса «Ай Дата» («армянского суда над Турцией». — Ред.) и по политическим вопросам АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД) Киро Маноян.

«Обсуждений вопросов, связанных с урегулированием карабахского конфликта, по существу не проводится, поскольку, как заявила армянская сторона в ходе состоявшейся 16 мая в Вене встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, необходимо создать атмосферу, в которой возможно будет говорить о карабахском урегулировании», — утверждал руководитель центрального офиса «Ай Дата» и по политическим вопросам АРФД, по мнению которого, сопредседатели МГ ОБСЕ рассчитывают на то, что главы МИД Армении и Азербайджана Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедъяров встретятся в рамках заседания СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре нынешнего года.

Затем перешел к главному. Порассуждав на тему, что относительно спокойную ситуацию, сложившуюся после военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта в начале апреля с.г., сопредседатели Минской группы ОБСЕ представляют в качестве небольшого прогресса, позитивного шага, Маноян заявил: «Однако критерием являются не апрельские события, а соглашение о режиме прекращения огня, а также новые механизмы, предлагаемые для осуществления контроля режима перемирия».

То, что сами сопредседатели по поводу вожделенных «механизмов» ничего не сказали, Манояна не остановило. И он, не останавливаясь, выдал следующий пассаж. Оказывается, в апреле «после ответа армянской стороны Азербайджан пошел просить у Москвы возобновления режима прекращения огня». О том, что все происходило ровно наоборот, что «спасти и защитить» слезно просил у Москвы как раз Ереван, здесь умалчивают.

Зато вовсю бряцают языками: «В Азербайджане увидели, каков может быть наш ответ. А мы вновь стали свидетелями ребяческого поведения Баку, когда сопредседатели МГ ОБСЕ должны были посетить регион и азербайджанские ВС предприняли попытки диверсии. Если власти Азербайджана хотя бы немного думают, то они не пойдут на повтор апрельских событий, а если нет, то могут сделать все, что угодно. Наилучший способ предотвратить это заключается в том, чтобы быть всегда готовыми. Сегодня у нас есть возможности, которыми мы хорошо защищены. Безусловно, нам предстоит работать, нужно надеяться только на себя», — уверял руководитель центрального офиса «Ай Дата» и по политическим вопросам АРФД.

Ему старательно вторил предстоятель «Арцахской епархии Армянской апостольской церкви» архиепископ Паргев Мартиросян, тот самый, который любил рассказывать, как во время первой карабахской войны любил лично пострелять из пулемета. И теперь в беседе с Tert.am он с апломбом рассуждает не о богословии, а о вопросах сугубо военных: «Диверсионную группу, которая совершила попытку проникновения 3-4 дня назад, наши приметили, у нас уже есть приборы, с помощью которых можно наблюдать.

Позволили им приблизиться на 60 метров, а после открыли по ним огонь, в результате чего погибли 4 азербайджанских солдата. Это означает, что все наши траншеи оснащены приборами наблюдения».

После чего принялся стращать публику: «День изо дня напряженность растет. Полагаю, социально-экономическая ситуация в Азербайджане крайне неблагополучная, грядут выборы, и я не исключаю того, что Алиев вновь инициирует военные действия, дабы отвлечь общество своей страны, если будет нужно, он готов ввести военное положение, поскольку гнев народа растет день ото дня. На этот раз Алиев развяжет широкомасштабную войну. Мы должны принудить Азербайджан к миру. Примечательно то, что во время апрельской войны ни один молодой человек, родившийся после провозглашения независимости, не уклонился от службы, не дрогнул. Апрельская война превзошла войну 94 года, это феноменальное явление. Это говорит о великих возможностях нашего народа. Хвала Богу, что у нас такой народ и такая молодежь».

Архиепископу, конечно, надо бы напомнить: апрельские бои закончились для Армении потерей стратегических высот и обидным поражением. И самое главное, в Ереване убедились, что новая война, случись она в Карабахе, никоим образом не будет повторением боевых действий начала девяностых, где «набирались опыта» и Серж Саргсян, и Паргев Мартиросян. И чем дольше Армения упорствует на переговорах и оттягивает давно назревшие компромиссы, тем вероятность новой войны выше.

Известно и то, что «игру на обострение» на линии фронта ведет как раз Армения. И регулярно получает, пардон, сдачи. Если, простите за черный юмор, учесть, что похороны в Армении без присутствия священнослужителей не обходятся, то у архиепископа Паргева должны быть и свои источники информации о реальных потерях в армянской армии. Только вот, похоже, показанные на параде в Ереване «Искандеры» кое-кого не на шутку воодушевили. И это уже вызывает вопросы к той роли, которую играет в регионе Россия. Особенно с учетом того, в какой зависимости от нее находится Армения.

В те же дни, когда архиепископ Паргев вместо проповедей рассказывал «армейские байки», ереванский политический бомонд отслеживал переговоры, которые вел в столице Армении председатель правления ООО «Газпром» Алексей Миллер. Его, как передают ереванские источники, Серж Саргсян пытался уговорить еще немножечко снизить цены на газ для Армении. А вот здесь нужно уточнить.

Вопреки слезливым жалобам, Армения получает не то чтобы очень дорогой газ. Дабы не быть голословными, обратимся к армянским источникам. 1 июня, когда Комиссия по регулированию общественных услуг приняла решение относительно снижения цены на природный газ, согласно заявке компании «Газпром Армения», ереванский «Первый информационный» разъяснял ситуацию: «Таким образом, с 1 июля для населения Армении цена на газ составит 146 драмов, вместо прежних 156 драмов за 1000 кубометров. В долларовом исчислении это больше, чем 300 долларов.

Напомним, что заявку на снижение цены на газ «Газпром Армения» представила после того, как 7 апреля в ходе своего визита в Ереван премьер-министр России Медведев заявил о снижении цены на газ на границе с 165 до 150 долларов». Как напоминал «ПИ», «Армения на границе газ получает за 150 долларов, а потребителям поставляет за 300 долларов».

И вопрошал: «Существует ли в мире такая страна, да еще и с маленькой территорией, где цена на газ внутри страны возрастала бы вдвое?» И при этом, напоминали аналитики, газораспределительные сети в Армении принадлежат «Газпрому». А значит, «Газпром» поставляет газ в Армению, и «Газпром» же распределяет газ в Армении по своему усмотрению, и Армения обязана покупать только газ «Газпрома». А значит, «в условиях этой реальности уже устраняется такое понятие, как цена на границе.

Есть одна цена — поставляемая населению цена». Из чего делает вывод: «В Армении на самом деле не газ дешевый. В Армении дешевой, или полностью обесцененной является идея суверенитета». Теперь в Армении вновь торгуются с Россией о цене на газ, и во что это выльется на практике, можно только гадать. Важно, однако, другое.

Как известно, бесплатных подарков в мире, а тем более в политике, не бывает. И, согласившись обсуждать снижение цены на газ (а иначе Миллеру в Армении делать нечего), Россия чего-то потребует у Армении взамен. Однако продемонстрированные на параде «Искандеры» как-то не подкрепляют предположение, что это свое влияние на Ереван Москва использует для реального продвижения карабахского урегулирования. Из чего уже сделают выводы и на Южном Кавказе, и за его пределами. Так что Москва в очередной раз рискует попасть в «карабахский капкан».