Культура и Общество, Эхо

Азербайджан разоряется на стихийных бедствиях

usherbН.АЛИЕВ, Э.РУСТАМОВА

Серия грозовых ливней, обрушившихся недавно на Азербайджан, привела к серьезным  последствиям для страны и столицы — Баку. Речь не только о пробках, общественном  транспорте и даже такси, которые практически перестали работать.

От удара молнии  погиб один из жителей Баку. Были затоплены дома, МЧС Азербайджана спасло несколько  десятков людей. Все это, помимо всего прочего — финансовые потери.  А тут еще надо вспомнить, что после дождей активизируются оползневые зоны, на что  уже указали азербайджанские специалисты.

Повышается водность рек, что грозит  наводнением, селями.  К тому же страна находится в сейсмоактивной зоне, и всегда есть угроза землетрясений.  Ну а о такой «мелочи», как ураганный ветер и говорить не приходится: десятки и сотни  поваленных деревьев для Баку — это обычное дело.  Все это происходит на фоне повышения глобальной температуры, что ведет к колебаниям  водности рек, таянию снега в горах, а, следовательно, к негативным социальным  последствиям.

Так каков же ежегодный ущерб от природных бедствий в Азербайджане? И сколько  средств закладывается в бюджете на ликвидацию последствий?

Как сообщил в интервью Echo.Az председатель Центра исследований устойчивого  развития Нариман Агаев, правительство АР ежегодно для этой статьи расхода выделяет  около 300 млн. долларов.

«Как правило, мировое сообщество при расчете средств для ликвидации последствий  высчитают средства из расчета 30 долларов на каждого жителя страны. Это общепринятая  система расчетов. Что касается Азербайджана, то раньше министерство финансов делала  расчеты на основе 25 манатов на человека. Замечу, тогда курс национальный валюты был  высокий.  На сегодняшний день эта цифра приблизилась к отметке 30 долларов на гражданина,»- сказал он.

По словам Агаева, ежегодно для ликвидации последствий и стихийных бедствий в госбюджет  правительство закладывает сумму в размере около 300 млн. долларов, и практически все  эти средства в течение года используются по прямому назначению.

«Выделенные из государственного бюджета деньги идут на реализацию  восстановительных работ, обеспечение местного населения жильем, восстановление  социально-экономической инфраструктуры пострадавших районов.  Конечно, не всегда этой суммы хватает. При разрушительных землетрясениях или  наводнениях, вызванных, например, разливом рек Кура и Араз, наносится серьезный  ущерб населению и социальному хозяйству.  Но в настоящее время правительство не в состоянии увеличить эту статью расходов,  поскольку каждая копейка в казне на счету. Впрочем, это не означает, что при  чрезвычайном происшествии власть, как напуганный страус спрячет голову в песок. При  нехватке средств, как правило, выделяются дополнительные финансы из Резервного  фонда президента», — сказал он.

Между тем, председатель экологического совета при Министерстве экологии и  природных ресурсов Азербайджанской Республики Тельман Зейналов в беседе с Echo.Az  заметил, что минимизировать риски от природных последствий крайне сложно, но  реально.

«Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число,  уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.  К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут  быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в  готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения,» — сказал Зейналов.

По его словам, с экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле,  чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

«Например, из-за интенсивных осадков, особенно в столице, каждый год образовываются  большие потоки воды на дорогах Баку, что приводит к огромным пробкам.  Канализационные системы не справляются и потому первые осенние ливни становятся  для коммунальщиков такими же «неожиданными», как первый снег.  Конечно, заранее рассчитать количество осадков и последствия их выпадения  невозможно. Даже европейцам не под силу решить эту проблему. Ни одна страна не в  состоянии справится с такими явлениями, как землетрясение, ливневые дожди, лесные  пожары и т.д. Но, вполне возможно уменьшить масштабы и смягчить последствия  чрезвычайных ситуаций», — говорит он.

По словам Т. Зейналова, чтобы минимизировать риски от ЧП необходимо работать по  следующим направлениям: проводить мониторинг и прогнозировать чрезвычайные  ситуации; разработать и осуществить инженерно-технические мероприятия,  направленные на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их  последствий, защиту населения; регулярно проводить государственную экспертизу в  области предупреждения чрезвычайных ситуаций; информировать населения о  потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания и  подготовить граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

«Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность  деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Кроме того,  большое значение играет своевременная помощь сотрудников министерства по  чрезвычайным ситуациям.  Но, для повышения уровня профессионализма необходимо регулярно организовывать  учения совместно с зарубежными специалистами. Следует отметить, что государство для  этих целей приобретает всю необходимую технику», — заключил эколог.