За рубежом, Эхо

Россия теряет влияние в Германии

nord-stream-severniy-potokНУРАНИ

Россия обсуждает очередные «газовые» новости. Как передает ТАСС, экс-канцлер ФРГ  Герхард Шредер возглавил совет директоров компании Nord Stream 2 — оператора проекта  газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщило германское издание Tagesspiegel со  ссылкой на источник в компании.

Как отмечает издание, в компании эту информацию  подтвердили. Ранее Шредер возглавлял консорциум по строительству первой очереди  трубопровода для поставок газа из России в Германию в обход транзитных стран по дну  Балтийского моря, напоминает ТАСС.  Для планирования, строительства и эксплуатации  двух ниток морского газопровода «Северный поток — 2» создана швейцарская Nord Stream  2 AG.

В настоящее время «Газпрому» принадлежит 100-процентный пакет акций этой  компании.  Как сообщал 4 октября «Газпром» после встречи с участниками «Северного потока — 2»,  европейские партнеры газового российского холдинга по проекту газопровода — Engie,  OMV, Shell, Uniper и Wintershall — подтвердили свою позицию способствовать его  реализации, напоминает агентство.

«Северный поток — 2» предусматривает строительство  двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд кубометров газа в год  из России в Германию по дну Балтийского моря. Планируется, что он будет введен в  строй к концу 2019 года.

Капитальные затраты в проект оцениваются в 8 млрд евро, а общая  стоимость с учетом привлечения проектного финансирования в 9,9 млрд.  «Шредер в очередной раз подтвердил свой статус агента Путина» — прокомментировала  эту новость киевская «Деловая столица».  Сказать, что сделка по «Северному потоку» вызывает сомнения, ничего не сказать. Как  уже отмечали многие, экс-канцлера не то чтобы совсем уж без  оснований подозревали в коррупции.

Напомним: Герхард Шредер покинул пост канцлера  в 2005 году, а в марте 2006 года он стал председателем комитета акционеров компании  Nord Stream AG, которая контролируется российским «Газпромом». Причем экс-канцлер  занял пост в компании-операторе спустя всего 5 месяцев после того, как его  правительство договорилось с Россией о строительстве этого небесспорного газопровода.

Ясно, впрочем, и другое: этот проект в Европе очень многие восприняли «в штыки». И как  минимум не без оснований. Еще в конце августа, как о том сообщало Би-Би-Си, вице-  президент США Джо Байден назвал планы по строительству нового газопровода  «Северный поток-2» для доставки российского газа в европейские страны принципиально  плохой сделкой для Европы.

Во время своего визита в Швецию Байден заявил, что Европа  нуждается в диверсификации источников поставки газа, а не в новом газопроводе  «Северный поток-2», по которому будет поставляться российский газ.  Премьер Швеции  Стефан Левен, в свою очередь, отметил, что европейские страны должны гарантировать  защиту своей безопасности и защиту своих политических интересов. А в мае, напоминает  Би-Би-Си, специальный посланник и координатор госдепартамента США по  международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн заявил, что Вашингтон  глубоко озабочен угрозой, которую представляет российский газопровод «Северный  поток-2».

По его словам, США расценивают реализацию проекта как угрозу своей  безопасности, поскольку усилия Вашингтона по поддержке энергетической безопасности  Европы «тесно связаны» с концепцией национальной безопасности США. А председатель  Европейского совета Дональд Туск заявлял, что проект создания газопровода «Северный  поток-2» противоречит законодательству Евросоюза, которое направленно на сокращение  энергозависимости и диверсификацию поставок энергоносителей.

Понятно и другое. В Европе слишком хорошо помнят «газовые войны», когда Москва без  колебаний использовала трубопроводы в качестве средства давления на покупателей  своего углеводородного сырья. И на этом фоне по вполне понятным соображениям  пытаются снизить зависимость своих стран от российского газа.  Известно, что именно поставки  в ФРГ сначала советского, а затем  российского газа сформировали в этой стране солидное «российское лобби».

Конечно, во  время «холодной войны» оно особо разгуляться не могло, но после падения Берлинской  стены ситуация изменилась коренным образом.  Как уже рассказывалось в Echo.az, особенно остро это проявилось во время принятия в  бундестаге скандальной «армянской резолюции». Напомним: эта резолюция появилась в  2016 году, в честь 101-й годовщины так называемого «геноцида».

Только вот, как  напоминали тогда аналитики, в апреле 2015 года аналогичную резолюцию бундестаг уже  принимал.  С чего понадобилось реанимировать скандал, неясно. Но самое главное,  Германия не относится к числу тех государств, где так уж сильны позиции армянского  лобби. Зато есть «газпромовское». И скандальная инициатива появилась как раз в то  время, когда появились сомнения в жизнеспособности соглашения по миграционному  кризису.

И самое главное, происходило все на пике кризиса в турецко-российских  отношениях — после того, как в турецком небе был сбит залетевший из Сирии российский  бомбардировщик. Турция вполне логично рассчитывала на поддержку своих союзников  по НАТО, а Москва всячески пыталась продемонстрировать, что на западном  направлении Турции рассчитывать не на что.  Теперь же Берлин и Анкара, скажем так, «преодолевают последствия в охлаждении  отношений».

Анкара ожидала от Берлина более решительной поддержки в связи с  попыткой переворота в июле этого года, заявил заместитель председателя главы  оборонного комитета бундестага Карл Ламерс в ходе визита в Турцию, передает РИА  «Новости».  Ламерс возглавил делегацию парламента ФРГ, прибывшую в Турцию с целью  посещения базы Инджирлик на юге страны, где развернута миссия бундесвера, военные  участвуют в воздушных разведывательных операциях против террористической  организации «Исламского государство» (ИГ, запрещена в РФ) на территории Сирии.  Ранее власти Турции в ответ на так называемую «армянскую резолюцию» бундестага  отказали группе немецких депутатов под руководством статс-секретаря министерства  обороны в посещении солдат, дислоцированных на базе Инджирлик.

Позже Анкара сняла  запрет на визит немецких парламентариев. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу  объяснил это тем, что ФРГ выполнила условие Турции, заявив, что решение парламента  страны о признании преступлений против армян в 1915 году геноцидом не является  юридически обязывающим.  «Турецкий народ и государство ожидали от Германии более  открытой и решительной поддержки по вопросу попытки переворота 15 июля.

В ходе  визита в Турцию мы почувствовали эту обиду в позиции турецкой стороны», — цитирует  Ламерса агентство Anadolu.  Он напомнил, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и МИД Германии осудили действия  сторонников оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара  обвиняет в организации мятежа, а посол Германии в знак солидарности лично посетил  здание парламента Турции, подвергшееся удару путчистов, однако турецкая сторона  ожидала большей поддержки.

Члены германского парламента также побывали в  парламенте Турции, где провели переговоры с турецкими коллегами. По словам Ламерса,  группа турецких депутатов приглашена с ответным визитом в Германию.  Более того, теперь, как предупреждают эксперты, российское влияние в Германии,  несмотря на старания политиков типа Шредера, сжимается, как шагреневая кожа. Именно  в Германии, к явному неудовольствию Москвы, заговорили о возможности введения  против РФ новых санкций — на сей раз за Сирию.

Во всяком случае, как передают  «Ведомости», в правительстве Германии рассматривают возможность введения против  России европейских санкций в ответ на ее политику в Сирии. Об этом пишет The Wall  Street Journal со ссылкой на знакомых с ходом дискуссии собеседников.  Правительство Ангелы Меркель ищет пути убедить Москву отказаться от воздушной  поддержки сирийских правительственных войск.

Общеевропейские экономические  санкции, такие как были введены два года назад 28 странами ЕС в ответ на украинскую  политики России, — один из возможных вариантов.  В Германии эта дискуссия находится  на ранней стадии и пока не ясно, получит ли Меркель широкую внутриполитическую  поддержку этой инициативы со стороны Христианско-демократического союза и его  партнеров по коалиции социал-демократов.  В то же время само начало обсуждения этого вопроса говорит о том, что в Европе  обеспокоены действиями России в Сирии.

В начале недели сирийский кризис обсуждался  на переговорах министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера с  госсекретарем США Джоном Керри.  А 5 октября тема поднималась на встрече  высокопоставленных дипломатов Германии, Италии, США и Великобритании в Берлине.  По ее итогам представителю немецкого МИДа был задан вопрос о возможном введении  санкций против России.

«В настоящий момент я не знаю никого, ни в Берлине, ни где бы  то ни было еще, у кого бы были такие предложения», — ответил он. Однако сам факт такой  «утечки» по меньшей мере симптоматичен.  Понятно, что Москва пытается восстановить свое былое влияние в ФРГ. Но действует уже  через другие каналы. Как передает «Немецкая волна», на днях телеканал ZDF рассказал о  «тайных сетях Путина».

Публицистическая программа Frontal21 показала 45-минутную  документальную картину под красноречивым заголовком «Тайные сети Путина. Как  Россия раскалывает Запад». СМИ Германии, в том числе и телевидение, стали все чаще  рассказывать о стремлении России оказать пропагандистское и политическое влияние на  ФРГ, и в целом на Европу.  Три месяца назад на другом общественно-правовом  телеканале, ARD, вышло получасовое журналистское расследование «Теневая игра.  Необъявленная война Путина против Запада».

По мысли авторов картины,  законспирированные советники из Москвы, руководящие деятельностью сепаратистских  СМИ в Донбассе, являются лишь одной из форм широкомасштабной идеологической  экспансии Кремля.  Есть и другие каналы влияния: и тайные, и неформальные, и вполне  официальные.

Причем особое место среди них занимают новые друзья Москвы вроде  ксенофобской «Альтернативы для Германии» — те, кого еще недавно московские СМИ  вполне обоснованно назвали бы «неонацистами». Но теперь приоритеты у РФ, похоже,  изменились.  Другой вопрос, что в Германии получили слишком сильную «прививку» от  подобной идеологии, чтобы сегодня РФ могла бы рассчитывать на серьезный  политический потенциал «Альтернативы для Германии».