Политика, Эхо

Чиновникам в Азербайджане могут запретить пользоваться соцсетями и мессенджерами?

official-chinovnik-social-networkДж.АЛЕКПЕРОВА

«Сегодня электронная разведка настолько развита, что соответствующим структурам Азербайджана вопросам информационной безопасности следует уделять особое внимание», — сказал Echo.az эксперт по безопасности, доктор юридических наук, заведующий кафедры криминалистики и судебной экспертизы БГУ, профессор Кямиль Салимов.

«Есть необходимость в том, чтобы запретить азербайджанским чиновникам пользоваться социальными сетями и различными мессенджерами в целях передачи служебной информации. Передача данных подобными способами может стать достоянием разведки других государств. Поэтому Кабинет министров Азербайджана должен вынести соответствующее постановление», — сказал Салимов.

По его словам, в некоторых министерствах чиновникам раздают специальный телефон для передачи служебной информации.

“Естественно, есть правительственная связь, которая строго защищается и не прослушивается. Но есть чиновники среднего и низшего звена. И мало ли какой информацией они располагают и каким методом ее передают», — пояснил он.

В свою очередь, как сказал Echo.az депутат Милли меджлиса Асим Моллазаде, в парламенте депутаты спокойно пользуются смартфонами.

«Информационной безопасностью занимаются соответствующие структуры Азербайджана. Что касается Милли меджлиса, то вся деятельность парламента прозрачна и открыта для народа, избирателей. Мы являемся представительным органом, представляем интересы своих избирателей. У депутатов нет никаких секретов от граждан», — отметил он.

Как бы там ни было, технологические компании планируют отстаивать свои интересы до конца. Facebook, Google и WhatsApp уже объявили о намерении усилить шифрование данных пользователей. Whatsapp, например, будет шифровать теперь и голосовые звонки пользователей, эта функция добавится к основному набору уже в ближайшие несколько недель. Естественно, это не обрадует чиновников, и они могут перейти от слов к делу — например, подавать иски в суды, решения которых американским компаниям придется исполнять (хотя и после многократных апелляций/встречных исков).

Между тем, интернет во многих странах под активным прицелом. В Туркменистане интернет — немыслимое благо для большинства граждан, где подключение к сети стоит в несколько раз больше средней заработной платы. В этой стране единственный сервис-провайдер — правительство, которое, к тому же, блокирует очень много сайтов, плюс ведет слежку за всеми учетными записями своих граждан в таких почтовых сервисах, как Gmail, Yahoo, Hotmail и другие.

Власти Вьетнама запрашивают информацию в Yahoo, Google, Microsoft о гражданах своей страны, которые работают с сервисами указанных компаний. Кроме того, во Вьетнаме блокируются сайты, которые не устраивают правительство, включая те из них, которые принадлежат международным правительственным организациям.

Провайдеры Туниса отчитываются перед правительством о гражданах, которые регулярно работают в сети. Что касается блогеров, то база их имен, паролей, IP, почтовых адресов, личных данных ведется провайдерами и передается в соответствующие правительственные службы тоже на регулярной основе. Тунис блокирует тысячи веб-сайтов, которые не устраивают правительство.

В Китае множество провайдеров обязаны устанавливать фильтры, блокировать сайты, которые не угодны правительству, уничтожать аналогичный контент и вести контроль за почтовым трафиком. Китай блокирует интернет-контент, который относится к неугодной правительству тематики, включая отношения с Тибетом, Тайванем и т.д.

В Иране блоггеров, критикующих правительство или религиозных фигур этой страны, задерживает полиция и с ними проводятся «разъяснительные беседы». Правительство требует, чтобы каждый человек, который ведет свой блог в Иране, регистрировала этот ресурс в Министерстве Искусства и Культуры. Правительство блокирует сайты, где критикуется режим правления.

В Саудовской Аравии около 400 тысяч сайтов блокируются правительством. В число заблокированных входят сайты политической, социальной и религиозной тематик.

Северная Корея вообще одна из самых закрытых стран мира, где интернет — нечто, недоступное простым смертным. Из всех жителей Северной Кореи доступ к сети имеет 4% населения, это всего несколько сотен тысяч граждан, среди которых в основном военные и чиновники. Правительство контролирует все и вся в интернете, а весь загружаемый контент проверяется соответствующими службами безопасности.