За рубежом, Эхо

Армянская оппозиция пытается разыграть «карабахскую карту»

armenia-electionНУРАНИ, Н.АЛИЕВ

В Армении — очередной внутриполитический «шторм». В 377-ми общинах шести областей  Армении, в том числе, в двух крупных городах Армении — Гюмри и Ванадзоре в воскресенье  прошли выборы в органы местного самоуправления.

На эти выборы в оппозиционных кругах Армении возлагались большие надежды. Ванадзор  считался и считается в Армении этакой цитаделью недовольства, и здесь противники  Сержа Саргсяна рассчитывали на серьезный успех.

Тем более что недовольство его  политикой в Армении уже достигло критической точки.  Однако «выборной победы» у армянской оппозиции не получилось. Согласно  опубликованным Центральной избирательной комиссией предварительным результатам  прошедших накануне в Ванадзоре выборов в органы местного самоуправления, которые  стали известны Echo.az из сообщений армянских СМИ, в частности, Tert.am,  Республиканская партия Армении получила 37,6% голосов, «Светлая Армения» — 27,5%, а  партия «Армянское возрождение» с полученными 13,4% голосами заняла третье место.

Далее следуют «Процветающая Армения» — 4,25%, «Армянская революционного федерация  «Дашнакцутюн» -6,36%, «Гражданское соглашение» — 4,08%, «Консолидация» — 2,48%,  «Армянский национальный конгресс» — 1,39%. Следовательно, в Совет старейшин  Ванадзора прошли пять партий — Республиканская партия Армении, «Светлая Армения»,  «Армянское возрождение», ППА и АРФД.

Нелестный для оппозиции расклад и в Гюмри. Здесь на первом месте оказались сторонники  действующего мэра — «блок Баласанян».  Оппозиция в Армении уже признала свое поражение. По информации Panorama.am,  депутат Национального Собрания Армении, член правления партии «Гражданский договор»  Никол Пашинян признал поражение партии на состоявшихся 2 октября муниципальных  выборах в городах Гюмри и Ванадзор.  «В Гюмри и Ванадзоре мы потерпели тяжелое поражение. Понять и проанализировать  этимологию этого поражения — серьезнейший вызов для партии «Гражданский договор».

От  этого зависит дорожная карта дальнейших действий «, — написал Пашинян на своей  странице в социальной сети Facebook.  Впрочем, насколько «чистой» была эта победа властей, есть более чем серьезные  сомнения. Слишком уж много сообщений о нарушениях и давлении на избирателей.

В Ванадзоре партия «Армянское возрождение» и общественная организация «Объединение  Европа права» получили сообщение о раздаче предвыборных взяток, сообщает Tert.am.  Наблюдатель от общественной организации Арен Ераносян сообщил, что получили  сообщение о получении взятки за пределами избирательного участка 30/13.

«Сейчас мы пытаемся понять, где и кто раздает взятки», — сказал он, отметив, что сведения  об этом ему сообщил другой наблюдатель.  Руководитель центрального штаба партии «Армянское возрождение» Борис Палян отметил,  что на избирательном участке 30/03 они заметили «карусель», а на избирательных участках  0/15 и 30/13 «открытом образом раздают взятки».

«Люди садятся в машину, получают деньги и выходят. В 25-ой школе также в открытую  раздают взятки — люди идут, получают взятку, кладут ее в паспорт, уходят. То же самое в  школе-интернате», — сказал он, отметив, что раздают 5-10 тыс драмов. Отвечая на вопрос о  том, кто раздает взятки, Палян сказал: «Не пойман, не вор, как мне сказать. Кто-то…все  отлично знают о том, кто раздает, я не могу называть имена».

А на избирательном участке 30/47 в Ванадзоре некая женщина разбила телефон  журналиста из «Арарат Ньюз», посредством которого журналист осуществлял съемки.  Данный случай зафиксирован наблюдателем от Ванадзорского офиса Хельсинской  Гражданской Ассамблеи (ХГА).  Эти сообщения вызывают у ереванской оппозиции двоякую реакцию. С одной стороны, как  убеждены здесь многие, у них украли победу. Но, с другой, именно разгул фальсификаций  в Армении дает оппозиции надежду, что ситуацию еще можно переломить в свою пользу.

Особенно если расширить «общественную поддержку».  И вот для ее расширения уже активно используется все та же «карабахская карта». И вот  уже на страницах «Лрагир» небезызвестный Игорь Мурадян выдвигает ни много ни  мало…свой «план урегулирования карабахской проблемы».  Впрочем, сам Игорь Мурадян, в свое время — один из вожаков армянских сепаратистов в  Карабахе, а сегодня — убежденный оппозиционер и «западник» в ереванском понимании,  уверяет: план не его, а Гарри Гилмора, бывшего посла США в Армении.

Как доверительно  сообщает Мурадян, «примерно в середине осени 1999 года Госсекретарь США Мадлен  Олбрайт потребовала у соответствующих подразделений ГосДепа предложений по  урегулированию карабахской проблемы. Однако данные подразделения не сумели  предложить реалистического проекта урегулирования.

После данного события разработка  проекта была поручена различным аналитическим и экспертным учреждениям США. В  результате данных усилий удалось собрать лишь отдельные экспертные оценки и  характеристики сложившейся ситуации. В данной работе участвовали аналитики и  эксперты, как связанные с нефтяными лоббистскими кругами, так и проармянски  настроенные аналитики.

Наиболее реалистичный (по мнению ГосДепа) проект был  предложен бывшим послом США в Армении Гарри Гилмором, который в настоящее время  сотрудничает в образовательном учреждении дипломатической службы».

И по версии  Мурадяна, предложенный Гилмором проект предусматривает и «невозможность  возвращения собственно Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана», и  «невозможность анклавного существования Нагорного Карабаха и необходимость  приращения к нему сопредельных территорий Лачинского района для обеспечения  сообщения с Арменией», и «создание «базового» подхода урегулирования на основе  создания открытых для использования институциональных коммуникационных коридоров  между Турцией, Арменией и Азербайджаном, достижение договоренностей в части развития  экономических отношений до актов политического признания друг друга».

Эти «коммуникационные «коридоры» должны контролироваться ограниченными воинскими  контингентами» стран НАТО. Всего их, по версии Мурадяна, четыре: «Карс — Гюмри — Казах;  Карс — Ерасх — Нахичеван — Мегри — Алят — Баку; Нахичеван — Лачин — «Степанакерт»  (кавычки наши — Ред.) — Евлах».  Наверное, это тот случай, когда самый лучший комментарий — это что-то вроде  «размечтался».

Прежде всего, несмотря на все старания господина Мурадяна приклеить к  этому плану лейбл «Made in USA», результат оказывается примерно таким же, как попытка  спекулянтки где-нибудь в переулке между старой рыбокоптильней и психиатрической  больницей втюхать клиенту сшитые на бытовой машинке мешковатые штаны под уверения,  что это и есть вожделенные «фирменные джинсы».

План, где Армения получает все, а вот  Азербайджан — ничего, не мог существовать в принципе. Более того, в этом «плане  Мурадяна» слишком уж сквозят мотивы Севрского договора, где над проливами Босфор и  Дарданеллы устанавливался международный контроль.  Но главное даже не в этом. Возможно, конечно, что в 1999 году подобные планы «открытия  коммуникаций» еще могли иметь успех.

Но сегодня в Ереване постепенно начинают  осознавать: транспортная география региона меняется, и не в лучшую для Армении  сторону. Это в годы существования СССР через Армению проходили все железнодорожные  пути, связывавшие СССР с Ираном и Турцией. А сейчас СССР уже нет, а главные  коммуникационные коридоры «замкнуты» на Азербайджан и Грузию, Армению они обходят  стороной. Сказать, что в армянском обществе уже задумываются об этом — ничего не  сказать.

И вот на этом фоне на страницах «Лрагир» появляется господин Мурадян со своей  сенсационной новостью: есть, оказывается, план, по которому вожделенные коммуникации,  проходящие через Армению, открываются, да еще под международным контролем! А для  того, чтобы эта мечта стала реальностью, нужна самая малость: к власти должны прийти  соратники господина Мурадяна.

Ну что делать, если у оппозиции нет денег на  предвыборные взятки? А таким «фантиком», уверены в Ереване, привлечь внимание  избирателей куда легче, чем просроченным вареньем, которое раздавали в Армении на  прошлых парламентских выборах. Главное, чтобы они разобрались во всем уже после  голосования.