Спорт, Эхо

Фидана Халилзаде: люблю играть на ошибках соперниц

fidana-xalilzadeТ.Тушиев

В ближайшие годы у Азербайджана может появиться сильная и главное- доморощенная азербайджанская теннисистка, способная выступать в самых престижных теннисных турнирах планеты.

По крайней мере такую цель перед собой поставила перспективная 16-летняя азербайджанская теннисистка Фидана Халилзаде, которая недавно выиграла ряд не слабых молодежных международных турниров в Испании.

Заметим, что Фидана Халилзаде в настоящее время обучается в теннисной Академии в Барселоне (Испания) и намерена дальше совершенствовать мастерство в сильных теннисных школах Запада. В беседе с echo.az Фидана Халилзаде рассказала о себе и целях в карьере.

— Как оказались в теннисе?

— Фидана Халилзаде: Я была очень активным ребенком, не могла сидеть на одном месте ни в школе, ни где бы то ни было…

— Я расскажу одну историю, — включается в разговор отец Фиданы Хаджи Фикрет Халилов. — Обычно дети начинают ползти, потом потихоньку встают на ноги, начинают ходить и затем только бегать. Так вот, у Фиданы отсутствовал серединный период — она ползла, затем встала на ноги и сразу побежала.

Фидана бегала без остановки и просто не знала, что такое стоять на месте. Уже тогда мы поняли, что у нас растет очень активный ребенок и у нее может быть спортивное будущее.

В школе первые три года мы никого не могли посадить с ней рядом за партой. Не знаю, что она делала с детьми, но никто не хотел с ней сидеть рядом. На любых спортивных соревнованиях она занимала первые места.

— Не тяжело было учиться? Ведь не у кого было списывать, рядом никого не было.

— Фидана Халилзаде: (смеется) Вот и приходилось все делать самой.

— Хаджи Фикрет Халилов: Так вот, мы решили отдать Фидану в наименее травматичный вид спорта. Хотя теннис является довольно-таки дорогим видом спорта. Впрочем, вложенные средства в случае успешной карьеры, можно отбить с лихвой. В результате в 9 лет она начала заниматься теннисом, и у нее сразу стало получаться.

— Ф. Халилзаде: С самого начала меня тренировал Талят Рагимов, с которым работала два года. В 11 лет я сыграла в своем первом международном турнире в Анталье. Тогда на меня обратил внимание главный тренер сборной Азербайджана Ялчын Манафлы, который раньше работал в Беларуси и захотел меня готовить.

На протяжении года мне исправляли технику, подачу, научили тактике. Спустя год я вновь начала выступать в соревнованиях. Сначала проигрывала, но затем пошли победы, начала доходить до финала. Первый мой победный турнир — это Кубок Баку, в котором я победила как в одиночном, так и в парном разряде.

Помню, тогда была очень счастлива. Не могла поверить, что могу выиграть турнир. После этого выиграла еще 4-5 турниров подряд. Дважды становилась чемпионкой Азербайджана.

— Когда решили перебраться в Испанию?

— Ф. Халилзаде: Три года назад. Мне тогда сделали операцию, после чего стали думать, где продолжить тренировки за рубежом, так как надо было двигаться дальше.

— Х. Ф. Халилов: В Испании очень сильная школа тенниса. Благодаря помощи моего друга, генерального консула Испании в России, мы устроили Фидану в теннисную академию Барселоны, к тренеру Рафаэлю Надаля. Кстати, в Испании наши расходы на подготовку Фиданы, как ни странно, были меньше, чем в Баку.

Несмотря на то, что в Азербайджане она добилась отличных результатов, нам необходимо было платить за тренера, за мячи, массажиста, за теннисный корт. Единственное, Министерство молодежи и спорта на протяжении года оплачивало ее участие в международных соревнованиях.

В результате, проживая в съемной квартире в Испании, работая с тренером Надаля в сильной академии, наши расходы оказались на 40% меньше, чем в Баку.

— Расскажите о том, как проходят ваши тренировки в Испании?

— Ф. Халилзаде: Наши тренировки начинаются с 9 утра. Два часа тенниса, после чего в течение часа занимаемся фитнесом. После чего следует отдых, в рамках которого можно выбирать посещение к психологу или массажисту, а дальше занятия, изучение языков.

Признаться, первое время было не просто. Я стеснялась говорить по-английски. Два месяца я просто молчала (улыбается). Тренировалась и молчала. Потом мне уже пришлось с кем-то говорить, потому что стало просто невыносимо молчать. Потихоньку начала общаться, заводить друзей, ездить на турниры.

Кстати, я одержала победу в первом же своем испанском турнире. Тогда я потренировалась в академии всего неделю, и меня заявили в турнир, чтобы проверить способности, и я его сразу выиграла. Тренеры тогда сказали, что у меня очень сильный правый удар. Над левым ударом надо еще много работать, так как в Азербайджане его не так хорошо поставили.

В Испании у меня была серия из 15 побед. Сначала я выиграла один из турниров, а в следующем дошла до полуфинала. Испанские теннисистки во время игры много бегают по корту, сильно закручивают мяч, из-за чего вы всегда встречаете его за собой. С ними очень трудно соперничать.

Против испанок надо играть по 20-30 ударов, и еще не факт, что они будут ошибаться. А я люблю играть на ошибках соперниц. Не люблю быстро заканчивать розыгрыши, люблю побегать по корту.

Правда, у меня есть небольшие психологические проблемы. На тренировках я один человек, а во время соревнования совсем другой.

— Х. Ф. Халилов: Перед соревнованием у нее возникает сильный мандраж. Особенно, когда проигрывает гейм, даже если в это время ведет со счетом 5:0. Она начинает нервничать, ломать ракетки, сама с собой разговаривать, со всеми ругаться. Несмотря на то, что к ней прикреплен психолог, пока это мешает ей полностью раскрыться.

Правда, последние два турнира в Испании показывают, что она уже понимает, как с этим надо справляться.

Надеюсь, что в турнирах Фидана сможет полностью раскрыться потому, что видеозаписи с ее игрой будут отправлены в агентство известного в прошлом американского теннисиста Джона Макинроя.

Это агентство занимается раскруткой молодых перспективных талантов, и они хотят посмотреть на нее. Если удастся положительно решить вопрос, то это будет новый скачок в карьере Фиданы.

— А вы сами хотели бы перебраться в США?

— Ф. Халилзаде: Да, конечно, очень хотела бы. Поэтому надо очень постараться выступить успешно в ближайших турнирах.

— Где вам легче играть — в парном или индивидуальном зачете?

— Ф. Халилзаде: В паре…

— Х. Ф. Халилов: Я раскрою секрет, потому что есть, на кого свалить (смеется).

— Ф. Халилзаде: (улыбается) Просто в паре я чувствую себя раскованнее, начинаю играть, как на тренировке. В паре у соперниц бывают проблемы после моих ударов. Приходится меньше бегать, хотя это делать я люблю.

— А какое покрытие корта предпочитаете?

— Ф. Халилзаде: У меня неплохо получается как на грунтовом покрытии, так и на харде. А вот на травяном покрытии я еще не играла. Пока не находила такие турниры, где можно сыграть на травяном покрытии. Кроме Уимблдона, но мне до него еще далеко.

— А когда, на ваш взгляд, сможете дебютировать в турнире «Большого шлема»?

— Ф. Халилзаде: Может быть, когда мне будет 20 лет.

— Х. Ф. Халилов: Для того, чтобы попасть в престижные турниры, конечно же, необходимо иметь высокий рейтинг. В зависимости от рейтинга, теннисист попадает либо в основную сетку, либо в квалификацию. Или же необходимо покупать wild-card.

— Ф. Халилзаде: Самый лучший мой показатель — это сотая ракета мира до 14 лет. В возрастной категории до 16 лет в лучший момент я входила в число 300 теннисисток планеты. Но затем у меня был перерыв в соревновательной практике, а в настоящее время вхожу в число первых 600 теннисисток (заметим, что в рейтинге присутствуют более 10 тысяч теннисисток).

— Кто является вашим кумиром в теннисе?

— Ф. Халилзаде: Это Роджер Федерер и Серена Уильямс. Что касается Федерера, то мне нравится, как он тактично играет. Он будто парит над кортом, знает, как и что нужно делать. В свою очередь, Серена Уильямс просто машина, которая одерживает победы.

— Х. Ф. Халилов: В США готовят машины для побед. Если Фидана сможет попасть за океан, то те качества, которые у нее имеются, будут доведены до фантастического уровня, а недостатки будут ликвидированы.