За рубежом, Эхо

Кто же пытался расчленить Турцию?

turkey-coup-myatej-turciaА.Шакур

Ситуация в Турции продолжает оставаться в центре внимания мировых СМИ. А повестку дня здесь по-прежнему определяет неудачная попытка путча, предпринятая вечером 15 июля. Тогда мятежники вывели на улицы Анкары и Стамбула военную технику и попытались захватить ключевые объекты.

Однако большинство силовиков осталось верно правительству, и путч был подавлен. Погибли 246 человек, более двух тысяч получили ранения. После этого в Турции было введено чрезвычайное положение, которое действует и поныне.

Теперь же эксперты не исключают его продления. Действие режима чрезвычайного положения в Турции, введенного после попытки государственного переворота, может быть продлено еще на три месяца, заявил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, передает Reuters.

По его словам, это «пойдет Турции на пользу», а введенных в июле этого года трех месяцев режима особого положения было недостаточно. «Верю, что турецкий народ отнесется к этому решению с пониманием и поддержит его», — сообщил Эрдоган.

Накануне, 28 сентября, напоминает «Лента.ру», Совет национальной безопасности Турции предложил продлить действие режима ЧП, введенного через пять дней после произошедшего в середине июля путча.

А как сообщает ТАСС, власти Турции прекратили вещание 12 телеканалов, в том числе на курдском языке. Об этом в четверг сообщил телеканал Haberturk.

Указом Высшего совета по делам радио и телевидению Турции вещание прекращено с турецкого телекоммуникационного спутника Turksat. В частности, это коснулось телеканалов TV10, Van TV, Jian TV, Zarok TV.

По сведениям же «Немецкой волны», как сообщил министр юстиции Турции Бекир Боздаг, после неудавшегося путча были арестованы 32 тысячи человек. Еще в отношении 70 тысяч человек ведется расследование. По словам министра, этот процесс продолжается, новые аресты не исключены.

Турецкие СМИ отмечают, что в ближайшие пять лет в стране планируется построить 174 новых тюрем, чтобы можно было увеличить число заключенных с нынешних 200 тысяч до 300 тысяч человек.

В начале сентября правительство объявило, что с госслужбы уволено еще 10 тысяч человек. Среди них 7600 полицейских и 300 жандармов, 2300 сотрудников вузов и более 1000 военнослужащих, судей и сотрудников прокуратуры.

Однако при этом практически без внимания остались другие заявления, которые могут возыметь куда более масштабные последствия, чем это кажется многим. Попытка военного переворота в Турции была попыткой оккупировать страну, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщает Day.Az со ссылкой на Trend.

«События 15 июля были попыткой оккупировать Турцию. При оценке масштабов попытки переворота и личностей тех, кто за ней стоял, становится ясно, что в случае реализации планов мятежников, мы лишились бы даже той пятой части земель (бывшей Османской империи), которые смогли отстоять после 1912 -1923 годов…. Но пока наш народ обладает верой и решимостью, мы выстоим в борьбе с любым врагом», — заявил Эрдоган, выступая перед главами районных администраций в Анкаре.

А как напоминает «Регнум», министр экономики Турции Нихат Зейбекчи сделал резонансное заявление в связи с попыткой переворота в Турции 15 июля. На встрече с представителями общественных организаций и предпринимателями он заявил, что «целью попытки переворота в Турции был раздел страны между Арменией и Курдистаном». По его словам, они «хотят сделать реальностью разделенные 100 лет назад карты».

Здесь, пожалуй, необходимо уточнение. 100 лет назад в европейских столицах действиеьно вынашивались планы «загнать османов в вилайет Конья».

Эти опасения Турции можно было бы назвать слишком уж преувеличенными, если не одно обстоятельство. 24 апреля 2015 года отмечалась столетняя годовщина «геноцида армян».

А 16 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня подписания тайного соглашения Сайкса-Пико между правительствами Великобритании, Франции, Росиии и позднее Италии, в котором, как констатировала Би-Би-Си, «были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке после Первой мировой войны».

Французам должны были отойти юго-восток современной Турции, северный Ирак, Сирия и Ливан.

Британцы же получали контроль над южными и центральными областями современного Ирака.

На территории между двумя этими зонами (сегодня здесь расположены часть Сирии, Иордания, западный Ирак и северо-восточная часть арабского полуострова) планировалось создать арабское королевство под британо-французским протекторатом.

Присоединилась к соглашению и Россия, которой были обещаны проливы Босфор и Дарданеллы, напоминает «Регнум». Добавим от себя: кроме соглашения Сайкса-Пико, существовал еще и Севрский договор, который просто уничтожал турецкую государственность.

Как отмечают британские журналисты, «сегодня наследие этого раздела подвергается критике со всех сторон. В то время как Ирак все глубже погружается в хаос, курдские лидеры уже автономного севера страны угрожают объявить полноценную независимость.

Боевики из группировки, называющей себя «Исламским государством», которые в июне 2014 года снесли бульдозером границу между Ираком и Сирией, объявили о своем намерении со временем стереть все границы в регионе, похоронив таким образом соглашение Сайкса-Пико.

Какая судьба бы ни была уготована ИГ, будущее Сирии и Ирака — двух ключевых стран в соглашении Сайкса-Пико — висит в воздухе». По мнению Би-Би-Си, «по большому счету ни одна из границ современного Ближнего Востока не была прочерчена в тайном документе, подписанном 16 мая 1916 года британским и французским дипломатами Марком Сайксом и Франсуа Пико».

Сегодня, в полном соответствии с правилом «ни один раздел не является вечным», карты, начерченные в соответствии с планами того времени, трещат по швам.

Как констатирует Би-Би-Си, «иракско-сирийская граница, уже стертая боевиками ИГ, возможно пролегала в нескольких сотнях километров от знаменитой «линии на песке», прочерченной Сайксом и Пико.

Эта линия шла практически от начала персидской границы на северо-востоке к Мосулу и Киркуку, пересекала пустыню, выходя к Средиземному морю, и оттуда, поворачиваясь на север, шла до верхней части Палестины.

Современные границы Ближнего Востока появились после долгих сложных переговоров, конференций, сделок и конфликтов, последовавших после распада Османской империи в конце Первой мировой войны».

Однако, продолжает Би-Би-Си, «дух Сайкса-Пико, направляемый интересами и бессовестными амбициями двух соревнующихся колониальных держав, возобладал в этом длинном переговорном процессе и отложил отпечаток на долгие десятилетия, включая Суэцкий кризис в 1956 году и другие события».

И самое главное, «соглашение Сайкса-Пико, которое стало олицетворением концепции тайных колониальных разделов, стало символичным для всей эпохи.

Эпохи, в которой внешние державы навязывали свою волю другим странам, прочерчивали границы, сажали в руководящие кресла других государств «надежных людей», играя в макиавелливское «разделяй и властвуй» с местным населением и в «короля горы» со своими колониальными соперниками.

В результате этих игр современный Ближний Восток унаследовал государства, чьи границы были проведены, не принимая во внимание ни этнические, ни религиозные, ни родоплеменные, ни лингвистические факторы. Часто эти государства — своего рода лоскутный ковер, сотканный из меньшинств.

Естественный ход вещей в таких странах ведет к неминуемому распаду, только если страной не правит диктатор с железной хваткой или в них нет мощного центрального правительства».

Сегодня, когда «арабская весна» и последовавшие за ней события практически уничтожили государственность Сирии и в меньшей степени Ирака, и ответ на вопрос, удастся ли заново «слепить» эти страны, далеко не очевиден, в Турции испытывают понятные опасения.

Дело не только в том, что на фоне распада Сирии и Ирака Турцию по понятным причинам беспокоит постоянное заигрывание США, и не только США, с курдскими лидерами, в чьей среде не спешат отказываться от планов по вычленению части территории Турции для создания «турецкого Курдистана».

Важно другое. Как отмечает тот же «Регнум», «в Турции до недавнего времени относились к этому просто как к драматическому для национальной истории факту, подобно тому, как в Советском Союзе и в современной России сегодня воспринимается заключенный большевиками с Германией и ее союзниками по Первой мировой войне Брестский договор марта 1918 года.

Стоило ли Анкаре только из-за круглой даты ворошить прошлое, даже если вспоминать продолжение соглашения Сайкс-Пико в варианте подписанного 10 августа 1920 года договора в городе Севре Францией, Великобританией, САСШ (США), Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославией), Хиджазом, Чехословакией и Арменией с одной стороны и правительством потерпевшей поражение в мировой войне турецкой Османской империи с другой?

Он интернационализировал Стамбул и Босфор, отдав куски анатолийской территории грекам, курдам, армянам, французам, англичанам и итальянцам».

После победы Турции в войне за независимость Севрский договор отправился в архивы. Однако теперь, когда на Ближнем Востоке рушится вся система границ, как признает тот же «Регнум», американские эксперты — Foreign Policy in Focus (более известная как FPIF) и Federation of American Scientist (FAS), Bipartisan Policy Center — выступили с открытым прогнозом о «скором распаде Турции» и вспомнили о соглашении Сайкса-Пико.

По их мнению, «почти 100 лет план Сайкса-Пико обеспечивал стабильность региона, но после американского вторжения в Ирак в 2003 году все изменилось».

И когда в той же Армении в СМИ уже заговаривают о том, что на фоне распада границ, «прочерченных» по итогам дипломатического торга первой четверти ХХ века, в Турции не могут не испытывать понятных опасений. Другое дело, насколько в эти планы были интегрированы заговорщики, поднявшие мятеж в июле.

Но тут уже трудно исключать, что турецкие власти располагают вполне серьезными доказательствами такой «интеграции». И остается только догадываться, в чьи столицы потянутся нити от заговора.