За рубежом, Эхо

К чему может привести «оружейная эйфория» в Ереване?

iskander-armeniaНурани, Н.Алиев

В Армении продолжается «оружейная эйфория», навеянная парадом в честь 25-летия ннезависимости. Поставки вооружения в Армению в рамках кредита на 200 млн.долл. начались, сообщил посол России в Армении Иван Волынкин в эфире радио Радио Азатутюн.

Посол также прокомментировал продажу Армении российских ракетных комплексов «Искандер», подчеркнув, что «этот факт свидетельствует о союзническом характере армяно-российских отношений».

«Продажа «Искандера» означает, что была достигнута соответствующая договоренность. Это также означает, что отношения наших стран являются союзническими и братскими.

Что касается кредита на 200 млн долларов, то кредитное соглашение находится на этапе реализации, и оно реализуется в соответствии с планом, были подписаны договорные обязательства. Поставки уже начались, все идет по плану», — сказал Волынкин.

Правда, при этом уважаемый дипломат изящно и непринужденно обошел весьма болезненные вопросы.

Во-первых, если имела место продажа, то почему о ней ничего не знали в российской организации «Рособоронэкспорт», которая и занимается продажей оружия за границу?

Во-вторых, на какие деньги Армения приобрела этот оперативно- тактический ракетный комплекс, если в СМИ уже публиковался список вооружений, которые Ереван планировал закупить в рамках предоставленного Россией кредита в 200 миллионов долларов, и «Искандеры» там не упоминались? В-третьих, если «Искандеры» были проданы Армении, то почему даже на параде их вели солдаты со 102-й российской базы, спешно переодетые в армянскую военную форму? Вопросы можно продолжать, а вот ответов на них по-прежнему нет. По крайней мере внятных и убедительных.

Зато в Армении продолжают наслаждаться новыми «стрелялками». И с упоением строят планы, как эти «Искандеры» изменят в пользу Еревана расстановку сил.

Предоставление Россией комплекса «Искандер» исходит из сути армяно-российских стратегических отношений и прикладной аспект привел к предоставлению этого оружия — об этом, передает Tert.am, после международной научной конференции государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) под названием «Проблемы безопасности окружающей среды» в НАН РА в беседе с журналистами сказал глава исследовательского института по национальной безопасности Министерства обороны Армении, генерал-майор Айк Котанджян.

«Наверное, я не сделаю открытия, если скажу, что наряду с этим это резерв для сдерживания, который нам дает возможность ответственность за возобновление войны, последствия этого гораздо серьезней возложить на противника. Это ресурс сдерживания», — разглагольствовал Айк Котанджян, по мнению которого, принимая во внимание уроки апрельской войны, развитие систем безопасности необходимо привести в соответствие современным стандартам.

Конечно, российским дипломатам надо бы сказать господину Котанджяну большое «спасибо» за ту свинью размером с «Искандер», которую он им изящно и непринужденно подложил. Сначала он, напомним, признал, что «Искандеры» Армении не продали, а «предоставили». А затем не менее открыто дал понять, что предоставила их Москва Еревану для «сдерживания» Азербайджана.

Со всеми, как говорится, вытекающими уже на «азербайджанском» и «турецком» треке. И не только там, если принять во внимание регулярные обещания ереванских бонз нанести с помощью этих «Искандеров» удар по нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана.

А в ее бесперебойной работе, напомним, заинтересованы не только и не столько в Баку, сколько в европейских столицах. Где, кстати говоря, еще не забыли «газовые войны» середины «нулевых».

Да и со «сдерживанием», «обеспечением безопасности» и т.д. на деле все не так складно, как хотелось бы господину Котанджяну. Можно долго объяснять, что представляют собой «Искандеры», что это оружие «точечного удара», они не предназначены для обороны и т.д. Но куда важнее другое.

«Современные стандарты безопасности» обеспечиваются не оружием, а взвешенной и разумной политикой. В случае с Арменией ключ к безопасности — это нормализация отношений с соседними странами, прежде всего Азербайджаном и Турцией. А первый шаг к этой нормализации — не новое оружие, а вывод войск с захваченных азербайджанских земель.

Да тут еще новостные ленты подкинули не самую приятную для Еревана «информацию к размышлению». В Баку прошли учения ракетных войск и артиллерии — притом что еще по горячим следам демонстрации «Искандеров» в Ереване специалисты разъяснили, что и без них Азербайджан в состоянии ударить по любому объекту на территории Армении.

Минобороны Азербайджана объявило о намерении закупить несколько сотен боевых беспилотников — а дроны, напомним, еще во время апрельских боев произвели неизгладимое впечатление на Ереван. В столице Азербайджана проходит международная оружейная выставка, которая не обойдется без крупных контрактов.

Наконец, в Баку начинают работу над созданием собственного ракетного комплекса с дальностью стрельбы до 280 км. И можно представить, как все эти новости заставляют нервничать армянских экспертов, и не только экспертов.

Пока что новые реалии взялся прокомментировать только Давид Бабаян, «пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха». Который весьма бодро заявил: «официальный Степанакерт» будет делать все возможное для обеспечения своей безопасности, поддержки военно-политической мощи, которая, в свою очередь будет гарантом мира и стабильности в регионе.

Комментируя же заявление азербайджанского Минобороны о намерении закупить сотни дронов, Бабаян ударился в рассуждения: дескать, подобные заявления Азербайджана вполне ожидаемы, так как он сейчас вступил в фазу самоуспокоения.

«Азербайджан видит, что, несмотря на то, что они тратят миллионы долларов на вооружение, военно-политический баланс в регионе поддерживается и им не остается ничего, кроме того, как делать подобные заявления», — уверял Бабаян. В том же стиле прокомментировал и учения ракетных войск: «Демонстрировать в ходе учений свою мощь, не означает в реальности обладать преимуществом. Пусть лучше посредством таких учений самоуспокаиваются и не дестабилизируют ситуацию в регионе. Очень важно сохранение устойчивого военно- политического баланса в регионе, который является залогом мира в стабильности. Насколько мы будем сильны, настолько устойчив будет мир в регионе».

Здесь, конечно, нелишне поинтересоваться: а какими рычагами располагают карабахские сепаратисты для «обеспечения своей безопасности»? Ну за вычетом выплакивания новых военных контингентов у Еревана, чтобы ереванцы затем выплакивали оружие для них уже у Москвы? Или, быть может, Давид Бабаян всерьез полагает, что он один знает «страшную тайну»: на линии фронта гибнут не «самоопределившиеся карабахцы», а призывники из Еревана, Гюмри, Ванадзора? И самое главное, не следует ли господину Бабаяну и тех, чью позицию он вроде бы озвучивает, вспомнить о печальном опыте апрельских боев?

Перед этим, напомним, у Армении было сколько угодно возможностей узнать о реальной расстановке сил и сделать из нее выводы. Но там предпочитали с упоением внимать заверениям господ Саргсяна, Оганяна и т.д., что у Армении армия, а вот у Азербайджана «вооруженные формирования», что армянская армия сильна своим «боевым духом» и т.д. И так внимали, что решили всерьез проверить на прочность передний край азербайджанской обороны — с катастрофическими для себя результатами.

Правда, насчет апрельских боев и их результатов у господина Бабаяна своя версия. Оказывается, «в апреле текущего года азербайджанской стороне показалось, что баланс сил в регионе нарушен, и он пошел на военную авантюру, однако, реальность оказалась иной», и вообще «ВС Азербайджана понесли серьезные потери и в живой силе и в военной технике, и именно это удержало их от развертывания широкомасштабных боевых действий».

О том, кто в действительности начал апрельскую авантюру, какими оказались потери армянской стороны, куда в результате сдвинулась линия фронта, он благоразумно умолчал.

От подобных фантазий, конечно, можно было бы отмахнуться. Только вот нынешняя «оружейная эйфория», охватившая армянское общество, в особенности на фоне забвения реальных уроков апрельских боев, уже не позволяет исключать: в Ереване вполне могут решить «попробовать еще раз», в особенности чувствуя за собой поддержку Москвы. Так что нынешние ереванские «игры в стрелялки» могут оказаться куда опаснее, чем это кажется многим любителям порассуждать о «балансе сил в регионе».