Экономика, Эхо

Пенсия для священнослужителей в Азербайджане

islam-religious-praying-religiya-molitvaС.Алиева

Представители различных религиозных организаций часто говорят, что священнослужитель — это не просто работа, а призвание, постоянное служение Всевышнему и людям.

Между тем с юридической точки зрения священнослужитель — такая же профессия, как и все остальные. Он тоже оканчивает высшее учебное заведение, устраивается на работу, получает зарплату и старается обеспечить себе достойную старость. Однако последнее дается с большим трудом. И не только потому, что пенсии малы. В конце концов их давно выплачивает государство, это не забота религиозных организаций.

Дело в том, что финансовая деятельность этих организаций зачастую непрозрачна. А от зарплаты, полученной в конверте, никаких отчислений в Пенсионный фонд не направляется. Вот и приходится священнослужителям всеми правдами и неправдами увеличивать свои доходы, кормясь за счет прихожан и вызывая среди них стойкие мифы о «корыстном духовенстве». В связи с этим возникает вопрос — как регулируются социально- экономические отношения служителей религии с государством?

Как ранее в интервью echo.az отмечала руководитель пресс-службы УМК Рагима Дадашева, в течение долгого времени существует некая социальная несправедливость в отношении служителей культа, и несмотря на то, что эти люди работают долгое время, они лишены возможности получать пенсию.

«Это связано с тем, что у этих людей нет стабильных доходов и они не финансируются из бюджета. Заработная плата духовных лиц формируется только из пожертвований. В лучшем случае они могут получать пенсию по старости. Управление мусульман Кавказа также хотело бы, чтобы эта проблема в скором времени нашла свое решение», — сказала она.

По словам Р.Дадашевой, определением пенсий для служителей культа должны заниматься государственные органы.

«Труд этих людей не должен пропасть. Мы же, будучи религиозным центром, проводим различные реформы и пытаемся восполнить пустоты, образовавшиеся в прошлом. УМК готово предоставлять необходимую информацию о духовных лицах и все необходимые документы, чтобы они смогли получать социальную помощь, ведь мы заинтересованы в том, чтобы они пользовались своими социальными правами».

Между тем, как заявил в беседе с echo.az независимый экономист Сейфал Алиев, как известно, у нас религия отделена от государсва, но с юридической точки зрения мечеть или церковь — это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма, начиная от сторожа и заканчивая священнослужителями, есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и по идее должны платить налоги.

«Однако, увы, налоги священнослужители не платят, а потому в старости государство просто не может платить им пенсию. Но, как правило, священник не уходит на пенсию, а служит пока живет. Однако, согласно негласным нормам, по достижении 75 лет все священнослужители пишут прошение о «выходе на пенсию», то есть в храме они освобождаются от административных обязанностей, но с прихожанами, посетителями все равно работают, одним словом, доход все равно имеют», — отметил собеседник.

В свою очередь, как сообщил echo.az глава Лиги защиты прав трудящихся Сахиб Мамедов, по сути дела, никто не мешает священнослужителю встать на учет в налоговый орган как самозанятое физическое лицо и ежемесячно производить выплаты упрощенного налога.

«В этом случае по достижении пенсионного возраста священнослужитель, естественно, получит полноценную пенсию от государства, иначе же он получит лишь минимальную пенсию по старости. Но есть у нас и такие священнослужители, которые являются сотрудниками зарегистрированных неправительственных религиозных организаций, общин. В этом случае зарплату они получают, получат пенсию от государства. Но таких священнослужителей мизерное число и в основном никто из них никаких выплат не осуществляет. Вообще по закону все участники рынка труда должны быть зарегистрированы в налоговых органах, но, увы, закон далеко не всегда выполняется в реальной жизни», — сообщил С.Мамедов.

По его словам, в некоторых странах мира, в частности в Скандинавском регионе, все священнослужители приравниваются к госслужащим, а потому государство платит им и заработную плату, и пенсию.

Между тем, как сообщил Haqqin.az источник в экономических кругах страны, объем ежегодных пожертвований в азербайджанские мечети, по самым скромным подсчетам, варьируется от 50 до 70 миллионов манатов.

Как заявил echo.az профессор, доктор наук Рафик Алиев, в Азербайджане священнослужители освобождены от налогов, они не осуществляют никаких выплат государству, а потому пенсии взяться просто неоткуда.

«Сложно назвать общую сумму, которая находится в обороте на «религиозном рынке», но это немалые деньги, и все они по сути нигде не учитываются. Конечно, каждый священнослужитель может самостоятельно пойти и зарегистрироваться в налоговых органах, производить ежемесячные выплаты налогов, но никто этого, увы, не делает. Они живут на деньги, которые им платят граждане, приглашающие их для проведения различных религиозных ритуалов, и полагают, что так будет продолжаться всю жизнь,» — сказал Алиев.

«Но, к сожалению, старость, болезни подкрадываются незаметно, и в итоге они остаются ни с чем, фактически без средств к существованию. Думаю, для изменения ситуации государство могло бы вмешаться и создать систему, когда каждый священнослужитель имел бы свою трудовую книжку, пенсионный счет, производил ежемесячные налоговые отчисления и т.д. Ведь государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы все граждане были социально обеспечены. Для того, чтобы эти люди платили налоги, нужно, чтобы кто-то вел учет денег, которые они ежемесячно получают. Это могло бы делать Управление мусульман Кавказа, однако в этом случае УМК попадает в число налогоплательщиков, что им невыгодно. В этом случае они вынуждены будут содержать всех этих людей и выдавать им заработную плату, а потом, исходя из этой заработной платы, платить налоги», — отметил он.

По словам нашего собеседника, кто-то предлагает ввести статус «государственных служащих» для священнослужителей.

Но, по словам, Р.Алиева, подобная система применяется лишь в христианских странах, в Исламе же это невозможно, поэтому тут нужно искать иные механизмы перевода всего этого в законное русло.

Кстати, согласно сложившейся в мире практике, общепринятые трудовые договоры между религиозной организацией (будь то христианская конфессия, мусульманская, буддистская или любая другая) не заключаются. Причина в том, что такая работа (служение) имеет довольно специфический характер. В частности, существенная часть религиозных работников вообще не получает зарплату. Будь это иначе, это противоречило бы самому духу их деятельности.