Политика, Эхо

Как Азербайджану бороться с радикализмом?

war-voyna-terror-terrorism-orujie-weapons-5Э.Рустамова

Свобода вероисповедания — одно из фундаментальных прав человека, провозглашенных исламом. Каждый имеет право индивидуально или вместе с другими исповедовать религию, и создание препятствий на пути к определению человеком своего отношения к религии или богослужениям непозволительно. Каждый человек должен осознано вступить на путь познания Всевышнего, а не по велению родителей или других лиц.

Этот принцип нашел отражение в аяте Корана: «Нет принуждения в религии» (сура «Аль-Бакара», аят 256). Коран велит уважать право людей на свободное исповедание своей религии. Мусульманин может лишь разъяснять основы своей религии, но наставить людей на прямой путь не в его власти. Но взрослые-верующие почему-то решили, что они могут сами решить за другого человека, с какого возраста и где они будут обучаться религии.

Между тем, как сообщает Sputnik, в Азербайджане разработан и представлен в Милли меджлис пакет предложений о внесении в Уголовный кодекс изменений, предусматривающих уголовное наказание за навязывание убеждений, связанных с религиозным фанатизмом и радикализмом, принуждение к проведению религиозных церемоний, присоединению к религиозным движениям, а также за принудительное обучение религии. В случае если парламентарии примут эти поправки, подобные деяния будут наказываться штрафом в размере от 7 до 9 тысяч манатов, или же наказанием в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

Очень часто на улицах Баку и в регионах страны можно встретить девочек дошкольного возраста с покрытой головой. У многих справедливо возникает вопрос, почему взрослые навязывают детям религиозное воспитание и образование?

В беседе с echo.az профессор, доктор философских наук, экс-глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев сообщил, что привлечь к ответственности родителей за принудительное обучение религии невозможно. Правительство АР может уберечь детей от радикальных взглядов, если решит социально-экономические проблемы.

«Подобного рода законодательные документы прияты во многих государствах, в том числе в странах СНГ. Как показывает зарубежный опыт, такой документ не работает. Количество радикально настроенных верующих в этих странах не уменьшалось. Тем не менее я признаю, что это неплохой закон, так как граждане должны чувствовать ответственность за навязывание своих взглядов членам семьи и окружающим. Конечно, привлечь родителей к ответственности за такое воспитание нельзя,» — сказал он.

«К сожалению, они имеют право навязывать религию детям до совершеннолетия. И никто не вправе будет вмешаться в семейные вопросы. Как бы ни был совершенен закон, документ не окажет эффективное воздействие на людей, которые занимаются навязыванием убеждений, связанных с религиозным фанатизмом и радикализмом и т.д. Радикально настроенные верующие будут подпольно вести свою деятельность, что приведет к большим проблемам,» — сказал он.

Алиев отметил, что азербайджанская общественность нуждается в духовной пище.

«Государственные структуры должны заполнить эту пустоту, иначе за нас это сделают другие. В частности, необходимо проводить просветительскую работу о воспитании детей и религиозном образовании. Кроме того, устранить распространение радикальных взглядов в обществе возможно, если правительство решит социально-экономические проблемы. Если проблемы коррупции и безработица будут процветать, то никакие законы не будут работать. Мы должны работать во благо подрастающего поколения, дабы защитить молодежь от радикальных взглядов», — сказал он.

Теолог гаджи Адиль Гусейнов заявил Sputnik, что на фоне царящей в мире исламофобии принятие предложений об уголовном наказании за принудительное обучение религии в Азербайджане было бы нежелательным. Теолог уверен, что в стране существует достаточно умеренных законодательных актов, предусматривающих наказание за различные виды принуждения.

«Если хотят это объяснить тем, что немало людей присоединяются к радикальным религиозным течениям, то следует предотвратить само распространение этих течений в Азербайджане. Если среди десятков тысяч людей, отправляющихся в Сирию, несколько тысяч азербайджанцев, то значит, тут имеет место определенная пропаганда», — уверен теолог.

Гусейнов опасается, что после принятия поправок школьникам запретят читать Коран, совершать намаз и носить платки. Кроме того, люди, сводя личные счеты, станут доносить ложную информацию о том, что кто-то принуждает своего ребенка читать Коран.

«Когда во всем мире стремятся к исламу, мы практически запрещаем его у себя. Поэтому считаю, что нужны более мягкие законы. Наказание необходимо только в том случае, если родители будут принуждать детей изучать религиозный радикализм», — отметил Гусейнов.

В свою очередь богослов гаджи Шахин Гасанли уверен в том, что если в стране ведется борьба с религиозным радикализмом, то необходимо делать это и в правовой плоскости. В связи с этим существует потребность в определенных изменениях законодательства, направленных на ограничение деятельности радикальных религиозных групп. Гасанли считает, что нельзя ограничиваться лишь поправками. В стране должна вестись правильная религиозная агитация.

Ранее заместитель председателя Государственного комитета по работе с религиозными образованиями АР Гюндуз Исмаилов сообщил, что в средних школах Азербайджана будут преподавать более углубленные религиозные познания. В связи с этим теолог Гасанли высказал мнение, что было бы желательно, чтобы дети изучали религию под руководством образованного педагога, ведь религиозный радикализм распространяется там, где царит безграмотность.

Оказывается, у детей из религиозных семей в среднем более жесткий характер, чем у тех, кого не заставляли ходить по выходным в церковь или совершать ежедневный намаз.

К таким выводам пришла объединенная группа ученых из 7 университетов в разных уголках планеты. Они изучали связь между религией, отношениями и моралью. И обнаружили, что вера подрывает в детях стремление к альтруизму и этичному поведению.