Точка зрения, Эхо

«Армянский вопрос» через призму болельщиков

tochka-zrenia-teymur-atayevТеймур Атаев, политолог

Без политики нет спорта?

Как бы кто и не соглашался с этим, но спорт был, есть и будет политикой. Возможно, данная тенденция берет свое начало с момента реанимации Олимпиад в новейшее время.

Например, от участия в Играх-1920 (Антверпен) решением МОК была отстранена Германия и ее союзники по первой мировой войне. Не были приглашены на ту Олимпиаду и спортсмены советской России.

В свою очередь, Гитлер использовал период подготовки и проведения Олимпийских игр (ОИ) 1936 г. в Берлине для пропаганды положительного имиджа фашистского режима. Общеизвестна ситуация вокруг Летней Олимпиады-1980 в Москве и последующей, Лос-Анджелевской. Явные знаки политизации характеризовали обстановку до и во время Игр-2016 в Рио-де-Жанейро.

Говоря иными словами, ОИ, проходящие раз в четырехлетие, являются практическим отражением мировой геополитической борьбы на спортивной стезе, тем более что здесь разыгрываются несколько сот комплектов наград (в Рио, например, таковых было 306), а в честь каждого победителя звучит гимн страны при параллельном поднятии государственного флага.

Потому ОИ привлекают неимоверное внимание не только политиков, функционеров от спорта или спортсменов, но и миллионов болельщиков по всему миру.

Как результат, олимпийские соревнования несут дух соперничества далеко не только в плане установления рекордов, но и в политическом контексте. Именно потому на протяжении всего ХХ века итоги Олимпиад в СССР и США рассматривались под лупой, а положительный результат оказывался для лидеров стран не менее значимым, чем достижения в военной области.

Естественно, такой фон не может не затрагивать непосредственных участников олимпийских баталий, которые, в буквальном смысле слова, несут на себе огромнейший груз ответственности, осознавая, что за их успехами или неудачами следит практически вся страна.

Отсюда — фон принципиальности в поединках между спортсменами, представляющих недружественные (мягко говоря) друг для друга государства. Потому, например, на протяжении последних Олимпиад под особым углом зрения рассматривались встречи иранских и американских спортсменов.

Не минули данные тонкости и завершившиеся в прошлом месяце в Рио XXXI ОИ, в свете которых можно отметить соперничество украинских и российских спортсменов. Вместе с тем, вспоминается и жест грузинского дзюдоиста Лаши Шавдатуашвили после победы над Денисом Ярцевым из России в четвертьфинальной схватке, когда он показал россиянину на флаг Грузии на своей форме.

«Это был поединок жизни и смерти, — высказался по горячим следам грузинский спортсмен, — поскольку 8 августа (речь идет о начале трагических событиях 2008 г. — прим. Авт.) — это день наших героев. Я должен был показать, что наша страна сильна» (sector.depo.ua).

Данная ситуация один к одному напоминает подоплеку четвертьфинальной встречи Кубка чемпионов Содружества 2005 г. между «Нефтчи» и ереванским «Пюником», завершившейся победой бакинцев со счетом 2-0.

Нервом того матча являлось далеко не просто «армяно-азербайджанское противостояние» в футбольном обрамлении, а факт проведения игры 19 января, т. е. в канун 15-й годовщины Январской трагедии, да к тому же на стадионе в Москве.

«Мы были готовы погибнуть на поле, но только не уступить, — вспоминает Рашад Садыхов, — Лучше было умереть, чем проиграть» (cbc.az).

Да, конечно, то был не Олимпийский турнир, но значимость победы оказалась не меньшего уровня.

Обструкция или понимание?

В контексте рассматриваемого отметим, что поединки азербайджанских спортсменов с армянскими априори являются принципиальнейшими, вне зависимости от ранга соревнований. Поэтому болельщики страны всегда с особым пиететом будут относиться к дзюдоисту Эльмару Гасымову (серебряный медалист Рио-2016), в 2009 г. ставшим обладателем золотой награды на молодежном чемпионате Европы в Ереване, вследствие чего в зале возвышался флаг Азербайджана и звучал гимн нашей страны.

Вряд ли меньший восторг будет вызывать и победа в Пекине-2008 борца Ровшана Байрамова в поединке за бронзу над Романом Амояном из Армении, после которой армянский президент Серж Саргсян пожал руку главе Азербайджана Ильхаму Алиеву (оба находились в зале).

Однако в этом аспекте высвечивается и другая сторона медали — как следует оценивать поражение азербайджанских спортсменов от армянских? Согласимся, спортивные состязания подразумевают ведь не только постоянные выигрыши, посему ни один спортсмен не застрахован от проигрыша. Ни один!

Вопрос этот — совсем не праздный, ибо ОИ в Рио высветили его актуальность в преломление к нашему талантливому борцу Расулу Чунаеву. Этот парень, патриот страны, прошедший службу в рядах ВС, в полуфинале борцовского турнира уступил армянину Миграну Арутюняну.

К сожалению, в комментариях к данной информации (на спортивных сайтах и страничках в Фейсбук) немало ознакомившихся с новостью подвергли Расула обструкции.

Но, спрашивается, заслужил ли он эту порцию «наезда»? Разве Р. Чунаев не всего себя отдал поединку? Проявил мягкотелость? Безразличие? Ни в коей мере: следившие за схваткой прекрасно видели, что Расул боролся до последнего, а его переживания после поражения передались через сотни тысяч километров.

«Я хотел победить больше всех, — высказался чуть позже балакенский атлет, — но это спорт. Тот, кто выигрывает, должен уметь и проигрывать. Невозможно все время побеждать» (sportbox.az). И с чем здесь нельзя согласиться?

К слову, разве не тот же Р. Чунаев в 2014 г. на ЧМ в борьбе за бронзу победил армянского борца Варшама Бораняна за 23(!) секунды? Но пусть даже в послужном списке Расула не было успеха в этом отдельно-взятом поединке, в таком случае нужно забыть, как в честь него, стоявшего на высшей ступеньке пьедестала почета в рамках чемпионата мира уже 2015 г., звучал гимн Азербайджана и вздымался флаг государства? И игнорировать такой нюанс, что по окончании ЧМ он перешел в новую весовую категорию (66 кг), т. к. его «коронку» (71 кг) сократили в олимпийской программе, в связи с чем борец должен был согнать свой вес?

Парадокс какой-то: некоторые горе-болельщики даже не оценили того факта, что в поединке за третье место в Рио Р. Чунаев просто «катком» проехался по чемпиону мира 2013 г. Рю Хан Су из Южной Кореи, одержав досрочную победу в первом периоде.

«Это спорт», — повторяет Р. Чунаев, подтверждая мысль, что победы могут чередоваться с поражениями. Кстати, тот же Р. Байрамов побеждал Р. Амояна не только на ОИ, но и на чемпионатах мира и Европы, однако в 2009 уступил ему на очередном первенстве планете. И что, одним взмахом руки перечеркнуть все его достижения?

Наверное, всем нам просто целесообразно не забывать, что спортсменам, которые напрямую сталкиваются с представителями страны-агрессора на тех или иных соревнованиях, очень сложно. Они прекрасно знают, сколько глаз направлены на них и почему.

При этом делают все возможное для победы. И нам нужно поддерживать их, понимая, что они выкладываются по полной, а не разбрасываться словами, сидя за стаканом чая у экрана ТВ.

В данном аспекте вспоминаются слова экс-главного тренера сборной Азербайджана по дзюдо, ныне — главы Комитета национальной Федерации по организации соревнований Агаяра Ахундзаде, который, признав перед «золотой» поездкой в Ереван наличие определенного психологического фактора, четко подчеркнул: «Ребята понимают, что в Ереване, как и в других городах, надо просто выйти на татами, и показать свою борьбу». А будущий победитель Э. Гасымов проконстатировал настрой «бороться только на победу» (azerisport.com).

Будем надеяться, что все мы сумеем избавиться от эмоциональных высказываний, которые в отдельных случаях могут одномоментно психологически подточить спортсменов. Ведь в случае поражений они, отдав для победы все силы, нуждаются, как никто другой, в словах поддержки.